Резерв произошедших, но не заявленных убытков (РПЗ) предназначен для выполнения страховщиком своих обязательств, включая расходы по урегулированию убытков по договорам страхования, возникшим в связи с произошедшими страховыми случаями в течение отчётного периода, о факте наступления которых страховщику не было заявлено в установленном порядке на отчётную дату [2.3, 239].
По общему правилу, величина резерва исчисляется в размере:
§ 10% суммы базовой страховой премии, поступившей в отчётном периоде, если отчётным периодом считается год;
§ 10% суммы базовой страховой премии, поступившей в отчётном периоде, и за три периода, предшествующие отчётному, если отчётным периодом считается квартал.
Согласно п.6 ст.26 Закона, «страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страхового случая». Нормирование резерва предупредительных мероприятий (РПМ) осуществляется страховщиками самостоятельно. Резерв формируется путём отчислений от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчётном периоде. Величина РПМ соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчётном периоде, увеличенной на суммы резерва на начало отчётного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчётном периоде.
За счёт этих средств могут финансироваться:
§ строительство и реконструкция пожарных депо, испытательных лабораторий и полигонов, диагностических станций Госавтоинспекции по проверке технического состояния транспортных средств;
§ закупка оборудования для предупреждения дорожно-транспортных происшествий;
§ проведение профилактических и санитарно-гигиенических мер по охране здоровья населения и снижению травматизма (профосмотр, прививки, вакцинация) и многие другие виды превентивных мероприятий, имеющих целью снизить риск убытков и уменьшить их возможные масштабы.
Контроль за расходованием средств РПМ осуществляется органами надзора в порядке, установленном действующим законодательством.
Формирование группы дополнительных страховых резервов осуществляется по согласованию с Федеральной службой страхового надзора.
Стабилизационный резерв является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результате от проведения страховых операций вследствие действия факторов, не подвластных воле страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним расчётным значением [2.3, 241].
В связи с тем, что страховые резервы относятся к категории привлечённых средств страховой компании, они должны быть использованы строго по своему целевому назначению в соответствии с законодательством РФ. Для этих целей федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью был принят документ – Правила размещения страховщиками страховых резервов – определяющий требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов, контроль за соблюдением которых осуществляется Федеральной службой страхового надзора.
Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов[3], должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Соответствие деятельности страховщика по размещению средств страховых резервов принципам диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности определяется выполнением структурных соотношений, указанных в Приложении к Правилам размещения страховщиками страховых резервов [1.5][4]. При расчёте данных структурных соотношений применяется балансовая стоимость активов. Общая стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины страховых резервов.
Еще по теме:
Совершенствование банковского надзора в РФ в части регулирования достаточности
капитала кредитных организаций
банковский капитал надзор инспекционный Проблематика, связанная с вопросами достаточности банковского капитала, лежит в основе государственного регулирования рисков банковской системы. Инструменты, методы и способы контроля качества капитала также являются объектом пристального внимания надзорных о ...
Контроль за соблюдением требований надзорных органов
Полномочия Банка России по применению к кредитным организация мер надзорного реагирования определены Федеральным законом « Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статьи 7 и 75), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности (статьи 19, 20, 23.1), Федеральным законом «О не ...
Классификация фьючерсных контрактов
Фьючерсные контракты делятся на два класса: товарные и финансовые фьючерсы
. Товарные фьючерсы классифицируются по следующим группам биржевых товаров: а) сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты — зерно, скот, мясо, растительное масло, семена и т.п.; б) лес и пиломатериалы; в) цветные и драгоценн ...