Введем в рассмотрение стандартную функцию прибыли в предположении, что банки оперируют на совершенно конкурентных рынках факторов производства и рынке сбыта своего продукта. Следовательно, банки выбирают оптимальное количество ресурсов и выпуска в зависимости от заданных извне цен. Однако адекватность основного предположения о совершенной конкуренции на рынке банковских услуг подвергается сомнениям многими авторами. С целью учета этого положения Хамфри и Пули [14] предлагают альтернативную функцию прибыли. В ней банки также сталкиваются с совершенной конкуренцией на рынке факторов производства. Однако они проявляют активность на рынках продукта, где существует некоторый простор для дифференциации цен. Поэтому банки почти не имеют возможностей влиять на объем оказываемых услуг, зато более гибко могут устанавливать цены и размеры вознаграждений за свои услуги. Пределы, в которых они могут оказывать влияние на цены, зависят от конкретного объема производства в момент принятия решения, цен на ресурсы и других факторов, способных повлиять на способность банков устанавливать цену. Более того, альтернативная функция прибыли может учесть различие в качестве оказываемых услуг.
В этой модели банки максимизируют прибыль в соответствии как с технологическими ограничениями, так и с так называемым набором возможностей ценовой политики. Последний отражает оценку банком своей конкурентной позиции в смысле готовности клиентов платить банку ту цену, которую он установит. Задача максимизации, таким образом, имеет следующий вид:
и (5)
Здесь H(p, y, w, z) показывает набор возможностей ценовой политики. Функция Лагранжа для задачи имеет следующий вид:
(6)
Взяв частные производные по p и по x, получим оптимальные цены выпуска и количество ресурсов на входе:
(7)
(8)
Подставив найденные значения, получим оптимальный уровень прибыли:
(9)
Отличительная черта этой функции прибыли – это то, что она позволяет вести анализ при несовершенстве рынка предоставления услуг. Кроме того, цены производимой продукции, которые зачастую трудно измерить [22], не нужны при практическом анализе.
Еще по теме:
Пассивные, активные и комиссионные операции банков
В деятельности банков выделяют следующие виды операций: пассивные, активные и комиссионные, включающие посреднические операции. Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах ...
Управление позициями по иностранной валюте
Совет директоров и высшее руководство банка должны определить, должен ли банк и до какой степени проводить сделки в иностранной валюте. Для многих банков ресурсы, требуемые для правильного управления риском по иностранной валюте являются недоступными. Другие банки рассматривают потенциальные риски, ...
Анализ основных экономических показателей деятельности
ОАО Банк ВТБ 24 – один из крупнейших финансовых институтов в России, являющийся ключевым звеном группы ВТБ. Группа ВТБ – первая международная финансовая группа российского происхождения, представляющая Россию на международных рынках и осуществляющая профессиональный финансовый сервис. Помимо анализ ...