Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения

Финансовая аналитика » Надзор за деятельностью коммерческих банков в России » Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения

Страница 3

При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования. Специальной проверки системы внутреннего аудита не проводится, но в ходе работы внешних аудиторов быстро выявляется уровень учета и контроля в коммерческом банке. Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.

Банки играют решающую роль в процессе эффективного распределения накоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики и в обеспечении стабильности всей финансовой системы в целом. Поскольку банки при выполнении этой функции принимают на себя риски, они могут оказаться неплатежеспособными и потерпеть банкротство. Когда банк становится банкротом, его вкладчики теряют свои сбережения, что может иметь разрушительные последствия и повлечь за собой потерю доверия со стороны населения ко всей банковской системе. Банки играют центральную роль в реальной экономике, обеспечивая проведение расчетов и платежей, трансформируя требования с точки зрения сроков погашения финансовых инструментов, ликвидности, региональных рисков, а также осуществляя делегированный мониторинг; поэтому основной причиной, по которой следует регулировать деятельность банков, является поддержание уверенности и доверия к банковской системе путем разработки и установления минимальных стандартов, обеспечивающих безопасность и надежность деятельности банков.

Стандарты, определяющие безопасную и надежную деятельность банков, разрабатываются на международном уровне и трансформируются в национальное законодательство большинства стран. Эти стандарты в основном имеют форму принципов и рекомендаций и, как таковые, с юридической точки зрения не являются обязательными для исполнения.

Регулирующий орган может издать обязательные нормативные требования для банков, опираясь на базу национального законодательства.

Посредством документарного анализа и инспекционных проверок надзорный орган контролирует соблюдение банком этих нормативных требований (надзор за выполнением банками установленных требований) и одновременно проверяет, насколько успешно банк выявляет, отслеживает, управляет и контролирует банковские риски, чтобы надзорный орган мог быть уверен, что банку удастся избежать серьезных проблем в будущем (риск-ориентированный надзор). Эта двойная функция регулирования и надзора, как правило, осуществляется одним государственным органом.[5]

Согласно сложившейся практике, надзорные органы концентрируют свои усилия на вопросах проверки соответствия деятельности банка установленным требованиям; причем краеугольным камнем банковской политики было и до сих пор является требование к банкам иметь минимальный капитал на покрытие банковских рисков (достаточность капитала). Постепенно, в связи с усложнением банковской деятельности, внимание в значительной степени сместилось в область грамотного управления банковскими рисками и определения потенциальных угроз для жизнеспособности банка в будущем. В этой связи важно отметить, что банки имеют три основные линии защиты, позволяющие обеспечить покрытие убытков, которые они могут понести в результате своей деятельности, а именно:

профессиональный уровень руководства и высокая доходность, которая позволит покрыть возможные убытки;

достаточное резервирование средств, то есть создание резервов в размере, достаточном для покрытия ожидаемых убытков;

достаточный размер капитала для покрытия непредвиденных убытков.

Эти три основные линии защиты указывают на то, что надзорные органы должны быть заинтересованы, прежде всего, в способности руководства банка обеспечить его деятельность в безопасном и стабильном режиме, а это выходит за рамки чисто технического соответствия существующим законодательным нормам и требованиям на отдельно взятом отрезке времени – разумеется, не отменяя необходимости такого соответствия.

Банковский надзор осуществляется [6] в виде:

лицензирования;

проверки отчетности коммерческой организации, контроля за экономическими нормативами;

инспектировании (проверки) на местах;

контроля за соблюдением требований надзорных органов. Приложение А.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Основные этапы процесса кредитования предприятий коммерческими банками
Процесс принятия решения по вопросу кредитования предприятий банками состоит из нескольких основных этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения: Предварительное рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком с целью предварит ...

Российская практика ипотечного кредитования
Что касается России, то здесь пока активно развивается только первичный рынок ипотечного кредитования. Высокие ставки по кредитам объясняются опасениями банков потерять кредиты. Российская модель может быть отображена следующим образом (Рисунок 4): Рисунок 4 - Российская модель ипотечного кредитова ...

Состав и анализ финансовой отчетности банка
В общем случае под отчетностью банка понимается предусмотренная в законодательстве РФ и нормативных актах Банка России форма получения информации и деятельности банков, т.е. представление банками и получение Банком России (а также другими пользователями) указанной информации в виде официально утвер ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru