Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения

Финансовая аналитика » Надзор за деятельностью коммерческих банков в России » Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения

Страница 3

При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования. Специальной проверки системы внутреннего аудита не проводится, но в ходе работы внешних аудиторов быстро выявляется уровень учета и контроля в коммерческом банке. Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.

Банки играют решающую роль в процессе эффективного распределения накоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики и в обеспечении стабильности всей финансовой системы в целом. Поскольку банки при выполнении этой функции принимают на себя риски, они могут оказаться неплатежеспособными и потерпеть банкротство. Когда банк становится банкротом, его вкладчики теряют свои сбережения, что может иметь разрушительные последствия и повлечь за собой потерю доверия со стороны населения ко всей банковской системе. Банки играют центральную роль в реальной экономике, обеспечивая проведение расчетов и платежей, трансформируя требования с точки зрения сроков погашения финансовых инструментов, ликвидности, региональных рисков, а также осуществляя делегированный мониторинг; поэтому основной причиной, по которой следует регулировать деятельность банков, является поддержание уверенности и доверия к банковской системе путем разработки и установления минимальных стандартов, обеспечивающих безопасность и надежность деятельности банков.

Стандарты, определяющие безопасную и надежную деятельность банков, разрабатываются на международном уровне и трансформируются в национальное законодательство большинства стран. Эти стандарты в основном имеют форму принципов и рекомендаций и, как таковые, с юридической точки зрения не являются обязательными для исполнения.

Регулирующий орган может издать обязательные нормативные требования для банков, опираясь на базу национального законодательства.

Посредством документарного анализа и инспекционных проверок надзорный орган контролирует соблюдение банком этих нормативных требований (надзор за выполнением банками установленных требований) и одновременно проверяет, насколько успешно банк выявляет, отслеживает, управляет и контролирует банковские риски, чтобы надзорный орган мог быть уверен, что банку удастся избежать серьезных проблем в будущем (риск-ориентированный надзор). Эта двойная функция регулирования и надзора, как правило, осуществляется одним государственным органом.[5]

Согласно сложившейся практике, надзорные органы концентрируют свои усилия на вопросах проверки соответствия деятельности банка установленным требованиям; причем краеугольным камнем банковской политики было и до сих пор является требование к банкам иметь минимальный капитал на покрытие банковских рисков (достаточность капитала). Постепенно, в связи с усложнением банковской деятельности, внимание в значительной степени сместилось в область грамотного управления банковскими рисками и определения потенциальных угроз для жизнеспособности банка в будущем. В этой связи важно отметить, что банки имеют три основные линии защиты, позволяющие обеспечить покрытие убытков, которые они могут понести в результате своей деятельности, а именно:

профессиональный уровень руководства и высокая доходность, которая позволит покрыть возможные убытки;

достаточное резервирование средств, то есть создание резервов в размере, достаточном для покрытия ожидаемых убытков;

достаточный размер капитала для покрытия непредвиденных убытков.

Эти три основные линии защиты указывают на то, что надзорные органы должны быть заинтересованы, прежде всего, в способности руководства банка обеспечить его деятельность в безопасном и стабильном режиме, а это выходит за рамки чисто технического соответствия существующим законодательным нормам и требованиям на отдельно взятом отрезке времени – разумеется, не отменяя необходимости такого соответствия.

Банковский надзор осуществляется [6] в виде:

лицензирования;

проверки отчетности коммерческой организации, контроля за экономическими нормативами;

инспектировании (проверки) на местах;

контроля за соблюдением требований надзорных органов. Приложение А.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»
Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) (прежнее название - Закрытое акционерное общество «Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК») создан на основании решения общего собрания Участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (о ...

Оценка прогноза объема выданных ипотечных кредитов
На основе построенной модели оценим прогнозные значения объёмов выданных ипотечных кредитов по Новосибирской области на второе полугодие 2012 года. В таблице 17 представлен расчет точечного прогноза по тренд-сезонной модели. Таблица 17. Точечный прогноз Период t 1 2 3 4 5 III кв. 2012 15 6204,02 34 ...

Роль государства в процессе страхования рисков терроризма
В научной литературе не прекращаются дебаты относительно роли государства при страховании рисков терроризма. Можно выделить две основные позиции. Первая заключается в том, что государство не должно вмешиваться в процесс выплат компенсаций, так как страховщики в состоянии самостоятельно справиться с ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru