Эффективность банковского надзора в современной России

Финансовая аналитика » Надзор за деятельностью коммерческих банков в России » Эффективность банковского надзора в современной России

Страница 1

Следует отметить, что для страны, в которой банковская система существовала всего несколько лет, уровень развития банковского надзора был достаточно высоким. В 1996 г. в Центральном банке была проведена организационная реформа надзорного блока: разделены функции лицензирования и собственно надзора, создано специальное подразделение для контроля за деятельностью крупнейших банков (ОПЕРУ - 2). Начался пересмотр действующей нормативной базы. В 1997 - 1998 гг. система контроля за деятельностью кредитных организаций приведена в соответствие Базельским принципам эффективного банковского надзора - основополагающему мировому документу в этой области. Разработаны основы внутреннего контроля. Начата работа по отслеживанию деятельности структур, аффилированных с кредитными организациями. С 1 января 1998 г. введен в действие новый план счетов бухгалтерского учета, который позволяет получить более полную информацию о деятельности банка.

Существенным плюсом банковского регулирования в России является концентрация всех функций по регулированию различных аспектов банковской деятельности (надзор, рефинансирование банков, деятельность банков на рынке государственных ценных бумаг и т.п.) в одном учреждении - Банке России. В мировой практике имеются и случаи разделения функций, однако при этом между учреждениями, выполняющими различные функции, неизбежно возникают противоречия часто чисто ведомственного характера.

Однако, в силу разных причин, действия органов банковского надзора все же не смогли предотвратить кризис или локализовать его последствия. Среди них следует отметить следующие:

1) За несколько лет объективно невозможно создать полностью совершенную нормативную базу и тем более нельзя обеспечить ее адекватное применение. Должны сформироваться и определенные профессиональные навыки сотрудников как надзорных органов, так и контролируемых ими банков.

2) Система банковского надзора в России децентрализована. Основная работа по надзору осуществляется региональными подразделениями Банка России, центральный аппарат занимается вопросами создания нормативной базы, разработки методологии надзора, анализом сводной информации. Не секрет, что в такой ситуации региональные власти могут оказывать существенное "давление" на отношение Банка России к проблемам того или иного банка, на адекватность и беспристрастность оценок реального положения в банках. В силу организации надзора по принципу местонахождения головной конторы банка его филиалы и отделения могут находиться вне зоны внимания надзорного органа, если они расположены в других регионах страны.

3) Надзорные органы (особенно на местах) испытывают острый недостаток квалифицированного персонала. Это объясняется и отсутствием опыта и большим количеством новых направлений работы, неизбежно сопутствующим деятельность государственных органов стран с переходной экономикой, и материальными факторами.

Кроме того, в России, как и во всем мире, существует проблема объективного противоречия интересов Центрального банка и коммерческих банков. Если Центральный банк заинтересован в развитии и укреплении системы надзора, то коммерческие банки считают, что это мешает успеху их бизнеса. В результате они целенаправленно дезинформируют надзорные органы, а при необходимости через органы государственной власти или средства массовой информации создают помехи работе Центрального банка.

Качественный надзор за деятельностью коммерческих банков и их филиалов возможен только при наличии достоверных отчетов, своевременно и в полном объеме представленных в ЦБ РФ. Затруднения в организации полноценного надзора в значительной степени связаны с практикой банков по «приукрашиванию» своей деятельности, что ведет к искажениям в отчетности.

Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»
Основным направлением деятельности ЗАО «ВТБ-24» в сфере предоставления розничных услуг в 2008 году оставалось, прежде всего, увеличение кредитного портфеля и повышение эффективности реализации действующих кредитных продуктов. В связи с этим большое внимание уделялось проведению мероприятий по сокра ...

Обязательства при расчетах по инкассо
При расчетах по инкассо банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа или акцепта платежа. Для выполнения поручения клиента банк-эмитент вправе привлечь иной банк (исполняющий банк) (п. 1 и п. 2 ст. 874 ГК). Основное отличие расчето ...

Кредиты банка России
Центральный банк РФ выступает активным участником рынка межбанковских кредитов как кредитов «последней инстанции». Кредиты ЦБ РФ – одна из форм рефинансирования банков в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования. До 1995 г. Основными видами кредитов ЦБ РФ выступали кредиты Минфину РФ ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru