Дефолты и реструктуризация долгов

Финансовая аналитика » Корпоративные облигации » Дефолты и реструктуризация долгов

Страница 1

Мировой финансовый кризис сделал чрезвычайно актуальным целый ряд вопросов, которые ранее имели скорее теоретический интерес. Очевидной стала необходимость совершенствования законодательства и принятия ряда законопроектов, которые в условиях благоприятной конъюнктуры могли бы обсуждаться еще длительное время.

Одной из самых серьезных для рынка проблем стал рост числа дефолтов по облигациям. Безусловно, они случались и раньше, но никогда еще в истории российского рынка не носили столь массового характера. При этом если в первые месяцы кризиса с проблемой исполнения обязательств столкнулись в основном компании сферы торговли, транспорта, целлюлозно-бумажной промышленности и аграрного сектора, то уже осенью дефолты затронули практически все отрасли российской экономики.

В целом, с начала кризиса по май 2009 года на внутреннем рынке корпоративных облигаций были зафиксированы дефолты по 105 ценным бумагам 85 компаний-эмитентов, из которых дефолты по 82 облигациям 64 компаний-эмитентов являются реальными (при просрочке исполнения обязательства по выплате купона на срок более 7 дней или по погашению номинальной стоимости облигации на срок более 30 дней) (см. таблицу 2). Таким образом, проблемы с обслуживанием долга имеют уже около 20% от общего числа эмитентов (на конец мая на ФБ ММВБ обращался 591 выпуск корпоративных облигаций 428 эмитентов). Общая сумма невыполненных обязательств превысила 95 млрд. рублей, из них реальные дефолты составили около 84 млрд. рублей.

Отношение объема невыполненных обязательств (невыполненные купоны, оферты и погашения) к общему объему корпоративных облигаций в обращении составило на конец мая 5,4% (в том числе 4,8% по реальным дефолтам). Для сравнения, на 1 июня просроченная задолженность по кредитам по банковской системе РФ достигла 3,9%.

Отношение объема дефолтных облигаций к общему объему облигаций в обращении, которое также может рассматриваться в качестве оценки доли проблемных обязательств, составило на конец мая 9,5% (7,4% по реальным дефолтам).

Уже первые дефолты выявили проблему низкой защищенности владельцев облигаций в случае неисполнения эмитентом своих обязательств. Возврат вложенных средств или хотя бы их части оказался на практике весьма трудным и затратным делом.

В случае реального дефолта по облигациям события в дальнейшем могут развиваться либо по пути поиска взаимоприемлемого решения по реструктуризации займа, либо по пути обращения в суд. Сложности с реструктуризацией в значительной степени обусловлены самой природой облигационного займа. В отличие от банковского кредита, когда заемщик имеет дело с одним банком-кредитором или их небольшим числом (при синдицированном кредите), в случае с облигациями заемщик должен договариваться уже со значительным количеством инвесторов, преследующих подчас разные цели. Это существенно усложняет поиск приемлемого для всех решения. Согласие же владельцев с деталями реструктуризации является сейчас необходимым условием для ее успешного прохождения. Кроме того, даже если такой консенсус и достигнут, сам процесс реструктуризации может потребовать значительных временных затрат.

Обращение инвесторов в суд с исками к заемщику также не всегда помогает. Разбирательство в судах при наличии у компании-эмитента грамотных юристов может длиться достаточно долго (по словам участников рынка, до 2-3 лет).

Решению проблемы защиты прав владельцев облигаций в значительной степени должно способствовать введение на российском рынке института "представителя владельцев облигаций" и "общего собрания владельцев облигаций". Необходимость скорейшего решения этого вопроса, обсуждавшегося на рынке в течение нескольких лет, стала очевидной сразу после первых дефолтов. В результате разработанный ФСФР соответствующий законопроект был достаточно быстро согласован и внесен в середине июня правительством РФ в Госдуму. Предполагается, что представитель владельцев облигаций должен будет обеспечить надлежащий контроль за исполнением эмитентом облигаций своих обязательств, тогда как общее собрание владельцев облигаций станет инструментом консолидации воли владельцев облигаций. Решение общего собрания владельцев облигаций будет обязательным для всех владельцев облигаций.

Законопроектом также устанавливаются иные механизмы, направленные на защиту прав владельцев облигаций. В частности, предлагается введение процедуры досрочного погашения облигаций. В случае невозможности исполнения в полном объеме обязательств, связанных с досрочным погашением облигаций, перед всеми владельцами облигаций, заявившими соответствующие требования, эмитент будет обязан исполнить такие обязательства пропорционально заявленным требованиям. Такой подход позволит исключить случаи, когда отдельные владельцы облигаций получают выплаты в полном объеме, тогда как остальные лишь частично либо вовсе остаются ни с чем.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Экономическая характеристика ОАО «Страховой дом ВСК»
ОАО «Страховой дом ВСК»[11] работает на российском страховом рынке с 1992 года и является универсальным страховщиком федерального масштаба, предоставляющим страховые услуги как юридическим, так и физическим лицам. Основные направления деятельности компании представлены обязательным государственным ...

Особенности развития банковской системы России
Изучая особенности развития банковской системы России, можно выделить естественный и принудительный пути ее трансформации в более качественную и управляемую структуру. · Принудительная трансформация - следствие влияния внешних факторов: государственных органов, контролирующих и регламентирующих бан ...

Операции центральных банков
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными о ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru