Методология формирования кредитной политики в коммерческом банке

Финансовая аналитика » Кредитная политика АО "HSBС" » Методология формирования кредитной политики в коммерческом банке

Страница 1

Методология формирования кредитной политики банка предполагает формулирование основных принципов, используемых для решения рассматриваемой проблемы. Первый из них определяется необходимостью учета многовекового опыта западной банковской системы. Здесь речь идет в первую очередь об использовании эффективных механизмов управления банковской деятельностью в условиях кризиса, высоких финансовых рисков и неопределенности. Второй заключается в необходимости адаптации этих механизмов к казахстанской экономике, специфика которого заключается в «хроническом» кризисе финансовой системы страны, в становлении банковского сектора в условиях длительного неустойчивого состояния народного хозяйства и падения производства. Эти принципы должны приниматься сбалансировано. [19, c.152]

Кредитная политика - документально оформленная схема организации и контроля кредитной деятельности банка. Обычно этот документ освещает следующие компоненты кредитной политики:

4.общие правила предоставления кредитов;

5.классификация кредитов;

6.конкретные направления кредитной политики;

7.контроль качества;

8.кредитные комитеты.

Для банков первоочередным моментом при разработке кредитной политики является ясное понимание глобальных тенденций общественного развития и своей роли (миссии) в этом развитии. Миссия - это то, к чему данный банк призван и может совершить за все время своего существования на выбранном поприще финансовой деятельности; это то, что в конечном счете определяет лицо банка и отличает его от других финансово-кредитных институтов.

На основе сформулированной миссии разрабатываются концепции его развития (на более короткий интервал времени), в рамках действующей концепции - цели и задачи развития; затем осуществляется выбор стратегий банковского функционирования как способов реализации этих целей и задач. При этом под банковской стратегией понимается набор возможных вариантов кредитных операций, а множество стратегий, ориентированных на решение конкретных целей и задач образует кредитную политику банка.

Общая схема формирования миссии, концепции и стратегии развития банка, а также факторы, определяющие этот процесс, показаны на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема формирования стратегий развития банка и факторы, определяющие этот процесс.

Примечание – составлено на основе источника [11]

Исходя из данной схемы, в процессе разработки концепции развития банка (обычно на 3-5 лет) принимают во внимание:

- исторический опыт банка, который с учетом особенностей текущего момента позволяет находить «новые решения, как хорошо забытые старые»;

- государственная политика, которая может оказывать существенную поддержку банку, как материальную (например, путем участия государства в уставном каптале или предоставления льготных кредитов), так и нематериальную. В результате повышается надежность банка, так как государство выступает гарантом возврата вложений населения; экономическое состояние народного хозяйства страны, которое может быть благоприятным или неблагоприятным для банковской системы, маркетинг банковских услуг, который позволяет сконцентрировать усилия на наиболее перспективных направлениях развития банка. [11, c.184]

Заметим, что три последних фактора являются взаимосвязанными и формируют внешнюю экономическую среду функционирования банка.

Кредитная политика банка является частью его общей стратегии развития. Основным стержнем банковской стратегии является прогнозирование разумных альтернатив его развития. При этом следует исходить из того, что, во-первых, банк - это фирма, деятельность которой связана с повышенными рисками, ибо она функционирует в условиях неопределенности. Во-вторых, банк - это фирма, стремящаяся к повышению своей доходности. Из этого вытекает, что двумя основными факторами, оказывающими влияние на стратегию развития банка и его кредитную политику, являются неопределенность и доходность.

Известно, что в сфере кредитной политики банки сталкиваются с тремя основными видами рисков: кредитным риском, риском ликвидности, процентным риском.

Особенно велико значение кредитного процентного риска: сама суть финансового посредничества банков предполагает игру на величине процентных ставок и объем процентного дохода. Риск этого вида наиболее высок в периоды с неустойчивой процентной ставкой, когда он становится повседневным банковским риском. Поэтому его прогноз чрезвычайно важен на этапе становления рыночных отношений, который часто характеризуется высокими и нестабильными темпами инфляции и колеблющимися ставками процента. В условиях относительно стабильной экономики наиболее опасным является кредитный риск - именно он является главным виновником краха кредитных учреждений в странах с развитым рынком.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Меры безопасности и законность использования банковских карт
Соблюдение следующих рекомендаций позволит обеспечить максимальную сохранность банковской карты, ее реквизитов, ПИН-кода и других данных, а также снизит возможные риски при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате и при безналичной оплате товаров и услуг (в том числе через ...

Основные виды банковских продуктов и услуг
Одним из самых сложных моментов планирования маркетинга являются анализы стратегий, которые можно провести следующими методами: метод матричного анализа «товар - рынок», бостонская матрица, стратегия по прибыли и модель Портера. Метод матричного анализа «товар - рынок». Этот метод предполагает анал ...

Обязательства при расчетах по инкассо
При расчетах по инкассо банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа или акцепта платежа. Для выполнения поручения клиента банк-эмитент вправе привлечь иной банк (исполняющий банк) (п. 1 и п. 2 ст. 874 ГК). Основное отличие расчето ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru