Методология формирования кредитной политики в коммерческом банке

Финансовая аналитика » Кредитная политика АО "HSBС" » Методология формирования кредитной политики в коммерческом банке

Страница 2

Одним из важнейших механизмов управлениями активами и пассивами банка является управление гэпом и спредом.

Спрэд - это разность между кредитной и депозитной ставками, количеством ссужаемых и привлеченных средств, величина которого определяет доход банка.

Гэп - более узкое понятие, принятое в банковской практике и относящееся лишь к определенному виду активов и пассивов. Согласно определению, также разность между абсолютной величиной активов и пассивов, чувствительных к изменению ставки процента и предназначенных переоценке или погашению к рассматриваемому фиксированному сроку. [20, c.224]

Деление на чувствительные к изменению ставки процента активы и пассивы достаточно условно. Обычно к чувствительным активам относятся: выданные кредиты (в рублях и инвалюте), государственные ценные бумаги различных видов, доходы будущих периодов и т.д. К нечувствительным активам - средства, находящиеся в кассовых расчетах, здания, сооружения, хозяйственный инвентарь и т.д. Чувствительные пассивы представляют собой средства, полученные в результате расчетов с другими банками (привлечение кредита в инвалюте и рублях); вклады и остатки на счетах физических и юридических лиц. Нечувствительные пассивы - это главным образом различные фонды банковской фирмы (уставной, резервный, развития и т.п.).

Соотношение этих видов активов и пассивов играет существенную роль в формировании банковского дохода при изменении ставки процента.

Другим механизмом кредитной политики является механизм управления ставкой процента.

Важную роль при установлении уровня ставки процента играет учет в ней различных рисков (невозврата кредита, процентного и т.д.). В условиях нестабильной экономики и инфляции важнейшим риском является инфляционный, который подразделяется на риск ожидаемой инфляции и риск неожиданной инфляции (собственно процентный риск), при этом недооценка величины инфляции в кредитной ставке процента, так же как и переоценка ее в депозитной ставке, неблагоприятна для банка. [8, c.198]

Управление ставкой процента состоит в том, чтобы, с одной стороны, правильно оценить риск ожидаемой инфляции реальную ставку или премию за отказ от потребления, надбавку (премию) за риск непогашения обязательства, (заметим, что они непосредственно ненаблюдаемы, то есть требуют экспертной оценки). Включить размер общей рыночной ставки процента. С другой стороны, согласовать полученную величину с требованиями спроса и предложения на рынке денег.

Неправильная оценка этих параметров ведет к потерям дохода (к альтернативным убыткам), которые могут возникнуть либо у кредитора (заимодавца), либо у кредитуемого (заемщика). При этом одна из сторон всегда остается в выигрыше и получает дополнительный доход, равный сумме недополученного дохода партнера по данной кредитной операции.

Так как банк постоянно находится в ситуации кредитора (на рынке кредитов) и кредитуемого (на рынке депозитов), правильное назначение ставки процента - необходимое условие безубыточной работы банка.

Для эффективного управления процентной ставкой банком должны соблюдаться следующие принципы: риск невозврата кредита не может быть устранен полностью; рассматриваемый риск может быть уменьшен за счет снижения уровня концентрации неблагонадежных заемщиков в общем числе клиентов; уменьшение риска достигается снижением ставки банковского процента до (или ниже) уровня средней эффективности вложений. В результате банк снижает свою доходность, но одновременно уменьшает кредитный риск, как бы перераспределяя его между благонадежными заемщиками.

Реальная мировая и казахстанская банковская практика строится на этих постулатах: солидные банки, работающие с солидными (надежными) клиентами, характеризуются относительно невысокими ставками процента, учитывающими снижение фактического риска не возврата кредитов.

Третьим механизмом формирования кредитной политики является механизм управления ликвидностью, который включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами.

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств. Как уже отмечалось, банки должны так размещать средства в активы, чтобы они, с одной стороны, приносили эти средства. В мировой банковской практике управление активами осуществляется посредством ряда методов, к которым, в частности, относятся метод общего фонда средств и метод распределения активов. [1, c.214]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Совершенствование системы повышения квалификации и обучения
Вопросам непрерывного обучения персонала последнее время уделяется большое внимание. Причина этого заключается в том, что все возрастающий поток информации, постоянно меняющиеся условия рынка заставляют руководителей использовать новые подходы не только в организации деятельности фирмы, но и в рабо ...

Проблемы развития системы ипотечного кредитования в РФ и пути их решения
На сегодняшний день главная проблема – это активное стимулирование спроса без достаточного обеспечения предложения, что ведет к повышению цен. Увеличение объемов рынка ипотечного кредитования, не подкрепленное ростом объемов возводимого жилья, вызывает удорожание недвижимости и сокращение потенциал ...

Основные виды банковских продуктов и услуг
Одним из самых сложных моментов планирования маркетинга являются анализы стратегий, которые можно провести следующими методами: метод матричного анализа «товар - рынок», бостонская матрица, стратегия по прибыли и модель Портера. Метод матричного анализа «товар - рынок». Этот метод предполагает анал ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru