Современный механизм государственного валютного регулирования в Украине сформирован по всем правилам мировой практики. Имеем валютную интервенцию, управление валютными резервами, девальвацию, ревальвацию, валютные ограничения, регулирование уровня конвертируемости валюты, регулирование платежного баланса, коррекцию учетных ставок Национального банка, регулирование режима валютного курса. Тем не менее, эффективность использования некоторых из этих инструментов еще недостаточная. И вдобавок валютное законодательство Украины требует усовершенствование путем нормирования его соответственно требованиям времени [37; с. 16].
Анализируя состояние дел с невозвращением валютной выручки, укажем, что основная задача валютного регулирования и контроля ныне остается неизменной: ограничение масштабов отлива капитала из страны при одновременной поддержке уровня предложения валюты на внутреннем валютном рынке.
Можно сформулировать такие основы усовершенствования системы валютного регулирования и контроля в Украине.
Главное — усилить действенность мероприятий, которые препятствуют отливу капитала. По своей природе он принадлежит к категории процессов, которые нельзя остановить, не устранив фундаментальные причины. В условиях Украины это означает, что усилия органов валютного контроля относительно противодействия отлива капитала вытекают из решения проблемы обеспечения инвестиционной активности, подъема на этой основе экономики страны и поддержания ее стойкого развития.
Предлагается несколько путей решения этой проблемы.
Чтобы отсечь от внешнеторговой деятельности огромное количество "фирм-однодневок", необходимо ввести лицензирование внешнеэкономической деятельности: заниматься внешнеторговой деятельностью могут лишь те фирмы, которые имеют продолжительный (не меньшее двух лет) опыт работы на внутреннем рынке, безупречную налоговую и кредитную историю и квалифицированные кадры, которые умеют работать на внешнем рынке [25; с. 39].
Хорошо продуманная и организационно обеспеченная процедура лицензирования, безусловно, даст значительный эффект как относительно сокращения масштабов отлива капитала из страны, так и относительно стабилизации потребительского и валютного рынков за счет сведения к минимуму спекулятивных операций
с иностранной валютой.
В последнее время много говорится о создании благоприятных условий для возвращения из-за границы валютных средств украинских резидентов путем амнистии теневых капиталов. И прежде чем реализовать эту идею, надо взвесить, что тенезация экономики происходит вследствие: а) чрезмерно высоких налогов; б) пробелов в действующем законодательстве.
Поскольку предпосылки тенезации экономики Украины не ликвидированы, то амнистия теневых капиталов затронет лишь тех теневиков, которые уже выявлены правоохранительными органами. Что касается правонарушителей, которые не легализировали свои капиталы, то они будут продолжать работать в "тени", поскольку их основная мотивация — это не страх привлечения к ответственности за нарушение законодательства, а стремление уклониться от налогов.
Важным элементом валютного контроля есть контроль не только за субъектами хозяйствования, а и непосредственно за каналами отлива капиталов и за учреждениями, из-за которых этот отлив осуществляется, Не поддаются экономической логике объемы валютных средств, которые оборачиваются на корреспондентских счетах, открытых в украинских банках иностранными банками, зарегистрированными в оффшорных зонах. Эти объемы свидетельствуют про очевидную деформированность внешнеторговых и финансовых потоков и использования схем вывоза валютных средств за границу через корреспондентские счета оффшорных банков.
Еще по теме:
Формирование рынка ценных бумаг в России
В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы: Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались деловые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге ...
Особенности развития банковской системы России
Изучая особенности развития банковской системы России, можно выделить естественный и принудительный пути ее трансформации в более качественную и управляемую структуру. Принудительная трансформация - следствие влияния внешних факторов: государственных органов, контролирующих и регламентирующих банко ...
Страховой случай: порядок действий страхователя и страховщика
Действия, которые должны совершить стороны договора в случае, если узнают о наступлении страхового случая, в самом общем виде охарактеризованы в ГК РФ. Более подробная их регламентация содержится в правилах страхования. Последние, являются приложением к договору страхования либо изложены в его текс ...