Формирование системы внутренних рейтингов клиентов банка

Финансовая аналитика » Формирование системы внутренних рейтингов клиентов (контрагентов) банка » Формирование системы внутренних рейтингов клиентов банка

Страница 6

Центральным моментом является анализ адекватности будущих денежных потоков и способности обслуживания долга, принимая во внимание свободные денежные потоки, ликвидность баланса, доступ компании к другим источникам финансирования, кроме банковских кредитов. В контексте анализа финансового состояния часто рассматриваются характеристики отрасли контрагента (цикличность, волатильность, прибыльность), а также сравниваются финансовые коэффициенты контрагента со среднеотраслевыми значениями. Размер контрагентов (по величине выручки либо активов) также принимается во внимание. Малым заемщикам по сравнению с крупными при тех же финансовых характеристиках, как правило, присваиваются более низкие рейтинги. Важным элементом при присвоении рейтинга является качество управления, например, угроза ухода ключевого персонала, готовность сотрудничества с кредиторами.

Для присвоения рейтингов банкам-контрагентам могут использоваться такие параметры, как доля просроченной задолженности в кредитах, мгновенная и текущая ликвидность, достаточность собственного капитала, доля долгосрочных пассивов в валюте баланса, доля неработающих активов в валюте баланса, рентабельность капитала, доля кредитов в валюте баланса, доля долгосрочных кредитов в валюте баланса.

Рейтинг контрагентов в розничном портфеле основывается, как правило, на такой информации, как цель кредита (потребительский, автокредит, на финансирование недвижимости), доля суммы сделки, финансируемая из собственных источников, текущая задолженность, семейное положение, количество иждивенцев, возраст, профессия (квалификация), трудовой стаж у последнего нанимателя, чистый годовой доход, владение движимым и недвижимым имуществом, срок кредита, сумма на банковских счетах [5, с.54].

С организационной точки зрения рейтинг может присваиваться в два этапа – первоначально менеджером клиента, а окончательное решение принимается подразделением по управлению кредитными рисками либо рейтинговым комитетом. Однако изначально рейтинг может присваиваться и без участия менеджеров клиентов, причем данный подход целесообразнее использовать при работе с крупными клиентами.

После того, как в банке на основе внутренней и внешней статистики за несколько лет будет собрана и восстановлена статистика о событиях дефолтов, можно будет провести оценку годовой вероятности дефолта для однородной группы заемщиков (кредитных продуктов). Рассмотрим вариант определения PD методом агрегации частотной вероятности. В соответствии с этим методом весь исторический период анализа разбивается на годовые периоды, и для каждого k-го периода рассчитывается частота дефолтов для j-й рейтинговой шкалы кредитного портфеля, равная отношению числа дефолтов продуктов (заемщиков), произошедших в течение k-го годового периода, к общему множеству продуктов (заемщиков), по которым имелась ненулевая задолженность на начало k-го годового периода по следующей формуле

PDj,k = NDj,k / NCFj,k , (3)

где NCF (Number of Credit Facilities) – общее количество всех кредитных элементов (индивидуальных кредитов или заемщиков – в зависимости от выбранной концепции дефолта) анализируемого кредитного портфеля, проклассифицированных по j-й рейтинговой шкале, по которым на начало k-го годового периода наблюдений имелась ссудная задолженность;

ND (Number of Defaulf) – число кредитных элементов из совокупности NCF, по которым произошел дефолт за k-й годовой период наблюдений [3, с. 23].

С установленной периодичностью (не реже одного раза в год) проводится пересмотр (перерасчет) рейтинга. В результате перерасчета рейтинг может быть как повышен, так и понижен. Для каждого класса контрагентов возможна различная периодичность перерасчета рейтинга. Пересмотр рейтинга может также производиться в момент принятия решения о выдаче контрагенту очередного кредита либо об изменении существенных условий по действующему кредитному договору.

После присвоения первоначального рейтинга или его перерасчета возможна корректировка рейтинга вручную уполномоченным на это лицом. При этом могут быть установлены ограничения, по каким классам контрагентов разрешается такая корректировка, как часто и в какой степени, то есть, на какое максимальное число градаций рейтинг может быть уменьшен либо увеличен [1; 5, с.54].

В промежутках между перерасчетом рейтинга могут иметь место определенные события, приводящие к его корректировке. События могут быть как внешними, так и внутренними, но оказывать существенное влияние на кредитоспособность. Например, для юридических лиц:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Анализ влияния качества кредитного портфеля на выполнение нормативов ликвидности
В целом по банковскому сектору республики Башкортостан наблюдается тенденция роста и улучшения качества кредитного портфеля. Величина "стандартных" ссуд в общем объеме ссудной и приравненной задолженности по состоянию на 01.01.2011 составила 90,6%, в т. ч. по ОАО "Социнвестбанк" ...

Развитие новых электронных банковских технологий - "Home Banking"
Рынок платежных карт представляет собой рынок финансовых услуг, функционирующий по своим специфическим правилам. Круг его профессиональных участников не ограничивается кредитными организациями, а включает в себя как предприятия торговли, сферы обслуживания, страховые и медицинские организации, так ...

Практика учета и расчетов по оплате труда в коммерческом банке
Согласно Положению 302—П О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, для расчета с персоналом используются счета N 60305, 60306 "Расчеты с работниками по оплате труда"[2]. Счет N 60305 - пассивный, счет N 60306 - активный. По кредиту с ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru