Источники и механизм формирования собственного капитала банка

Финансовая аналитика » Управление собственным капиталом банка » Источники и механизм формирования собственного капитала банка

Страница 2

Привлечение дополнительного капитала банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, может происходить как на основе дополнительных вкладов его участников, так и за счет вкладов в уставный капитал банка третьих лиц, которые становятся при этом участниками данного банка (если это не запрещено Уставом банка). Привлечение дополнительного капитала акционерными банками может осуществляться путем размещения дополнительных акций.

Динамичное увеличение собственных средств банка возможно только в случае эффективного планирования всей его деятельности. Дополнительные взносы в уставный капитал, которые могут делать прежние и / или новые участники (акционеры или пайщики) банка. Это один из основных источников роста собственных средств российских банков на современном этапе.

Этот источник привлекателен, в частности, тем, что не связан с необходимостью платить дополнительные налоги (в отличие от способа увеличения капитала за счет прибыли). Однако он весьма сложен: банк должен убедить участников, включая потенциальных, в том, что отвлечение их средств на пополнение капитала банка оправдано, и доказательством тому может служить обеспечение участникам приемлемого уровня доходов в виде дивидендов. Следовательно, дивиденды – это та цена, которую банк должен платить, если он намерен воспользоваться рассматриваемым источником увеличения своего капитала; эта цена может оказаться тяжелым бременем для банка.

Своеобразным стимулятором для банков в форме АО здесь мог бы стать инструмент привилегированных акций с фиксированным дивидендом (или даже привилегированных кумулятивных акций), дающий акционерам определенные гарантии получения дохода в виде дивидендов. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Положением Банка России №215 полученное таким путем приращение УК может быть включено только в состав дополнительного капитала, а он при расчете собственного капитала будет учтен в размере, не превышающем 100% основного капитала (только обыкновенные акции, а также привилегированные, но не гарантирующие фиксированного дивиденда, могут включаться в расчет основного капитала). Таким образом, на указанном пути имеются серьезные (хотя, видимо, во многом искусственные) ограничения для экстенсивного увеличения банками своих капиталов. Это не считая того, что в российской экономике на современном этапе вообще немного свободных денег, на привлечение которых в уставный капитал банки могли бы рассчитывать [17].

Банки могут воспользоваться нормой п. 15.3 Инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ» №102-И, которая разрешает направлять на капитализацию: средства, полученные от продажи акций банка их первым владельцам по цене выше номинальной стоимости (эмиссионный доход) (касается банков, организованных в форме АО); средства, полученные в результате переоценки находящихся на балансе банка основных средств (прирост стоимости имущества при переоценке). Такие средства принимаются в расчет не чаще 1 раза в три года; годовые остатки средств фондов специального назначения и других фондов в части, сформированной за счет прибыли; годовые остатки средств фондов накопления; средства, составляющие разницу между уставным и собственным капиталом банка; остатки нераспределенной прибыли предшествующих лет [25].

С уставным капиталом связана и другая важная проблема: в случае его увеличения рассматриваемым способом могут измениться доли участников в собственности банка, что в зависимости от обстоятельств может иметь как положительные, так и отрицательные последствия либо для развития банка в целом (передел собственности часто сопровождается нестабильностью), либо для отдельных групп его участников. Последние обычно опасаются потерять влияние на дела банка, поэтому, даже не располагая средствами для увеличения уставного капитала, нередко не желают привлекать новых участников.

После того как банку удалось найти состоятельных лиц, готовых внести средства в его УК, и все вопросы с ними в предварительном порядке согласованы, предстоит преодолеть многочисленные ограничения, установленные как в законодательстве, так и Центральным банком, пройти процедуры обоснований и согласований.

Имеет значение и скорость увеличения банком своего уставного капитала. Дело в том, что новый размер уставного капитала – это и новые проблемы с его размещением, с количеством обслуживаемой клиентуры и ее запросами, новыми банковскими продуктами (технологиями), с планированием всей деятельности организации, с квалификацией и умением ответственных сотрудников и т.д. С учетом этого уставный капитал (как и весь собственный капитал целиком) неосмотрительно было бы наращивать чрезмерно высокими, скачкообразными темпами, т.е. такими, которые будут существенно обгонять темпы развития других сторон жизнедеятельности банка, в результате чего банк просто не сможет «переварить» резко увеличившийся размер капитала.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Условия выпуска и обслуживания банковских карт "Сбербанка России"
1. В подразделении Сбербанка открываются счета клиентов без зачисления денежных средств, осуществляется персонализация карт и формируется Реестр открытых счетов зарплатных карт. При этом значение ПИНов на зачисление и списание устанавливаются одинаковые по всем картам (транспортные пароли). 2. Выда ...

Состояние и основные тенденции рынка страхования
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о состоянии и основных тенденциях рынка страхования. Они показывают, что общее число страховых организаций имеет тенденцию к сокращению, в то же время, количество их филиалов, страховых агентов, количество заключенных договоров растет. Приведенные да ...

Основные виды банковских продуктов и услуг
Одним из самых сложных моментов планирования маркетинга являются анализы стратегий, которые можно провести следующими методами: метод матричного анализа «товар - рынок», бостонская матрица, стратегия по прибыли и модель Портера. Метод матричного анализа «товар - рынок». Этот метод предполагает анал ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru