Биржи и биржевая торговля

Финансовая аналитика » Биржи и биржевая торговля

Термин «биржа» в буквальном переводе с немецкого означает «кошелек». Первая биржа была создана в Нидерландах в г. Брюгге в XV в., но свой след в истории она не оставила, так как позднее появилась более известная Антверпенская биржа.

Если говорить о современной отечественной истории, то в нашей стране прообразом бирж были аукционные торги промышленной продукции Госснаба СССР. После перестройки в России произошел настоящий биржевой бум; в 1992 г. количество бирж, зарегистрированных в России, превысило их общее число в мире.

Первые российские биржи ориентировались на бартерный обмен в связи с дефицитом денег. Наиболее известными были в то время Российская товарно-сырьевая биржа, биржа «Гермес», Приволжская товарная биржа, Дальневосточная товарно-фондовая биржа, биржа «Урал».

Биржа представляет собой регулярно действующую организацию, в помещении которой совершаются сделки по купле-продаже. Выделяют три основные разновидности бирж: товарные, фондовые и валютные. На товарной бирже происходит торговля массовыми взаимозаменяемыми товарами со стандартными качественными показателями, на фондовой бирже заключаются сделки с ценными бумагами и, наконец, на валютной бирже торгуют иностранной валютой.

Биржевые сделки совершаются не только на территории или в самом помещении биржи; местом заключения таких сделок могут быть даже компьютерные сети. Например, существуют международные секции электронной торговли между биржами, в России электронные торговые сессии распространены на валютно-фондовых (ММВБ) и фондовых биржах (РТС).

Биржа может быть, например, товарно-фондовой или даже универсальной биржей, т.е. иметь смешанную форму. Если биржа организует торговлю и товарами, и ценными бумагами, то ей необходимо иметь сразу две лицензии: лицензию товарной биржи и лицензию организатора торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, фондовый отдел товарной биржи по своему правовому статусу является не просто ее структурным подразделением, а функционирующей фондовой биржей. В нашей стране наибольшее распространение получили такие разновидности бирж, как универсальные и валютно-фондовые.

Все биржи являются субъектами публичной бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность должна быть проверена независимой аудиторской организацией и утверждена общим собранием участников биржи. Оно же определяет печатное издание, в котором будет размещена публикация. Бухгалтерская отчетность биржи должна быть опубликована в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Здесь нетрудно заметить противоречие между Законом о бухгалтерском учете и Законом об акционерных обществах. Утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков акционерного общества отнесено к компетенции годового общего собрания акционеров, которое проводится в срок не ранее двух и не позднее шести месяцев после окончания отчетного года. Иными словами, законодательство устанавливает временные пределы для проведения собрания с 1 марта по 30 июня года, следующего за отчетным. Если биржа создана в организационно-правовой форме акционерного общества, каким законом ей следует руководствоваться? Конечно, биржа может проводить общее собрание своих участников в период с 1 марта по 31 мая и таким путем соблюдать одновременно все законодательные требования. Однако в судебно-арбитражной практике признается приоритетное действие акционерного законодательства. Поэтому акционерное общество, осуществляющее биржевую торговлю, подчиняется специальным требованиям Закона об акционерных обществах и может публиковать свою отчетность значительно позднее чем 1 июня года, следующего за отчетным.

Еще по теме:

Перспективы развития ипотечного кредитования в России
Нынешний кризис – самый сильный со времен Великой депрессии прошлого столетия, и в той или иной степени он затронул все сектора экономики Соединенных Штатов, Западной Европы, России. Экономика во всех странах развивается циклично, в развивающихся экономиках в среднем цикл составляет около 4-5 лет. ...

Применяемые методы распространения Сбербанковских услуг и стимулирования сбыта
Основная идея маркетингового подхода к производству банковских продуктов состоит в том, что маркетинговые службы банка вначале изучают рынок предполагаемых к выпуску продуктов, процентные ставки, цены на них, типы клиентов-покупателей, конкурентов, предлагающих аналогичные продукты, а затем организ ...

Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения
банковский надзор актив доход Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru