История возникновения и статус центральных банков

Финансовая аналитика » Деятельность центральных банков развитых стран » История возникновения и статус центральных банков

Страница 1

Исторически можно выделить два пути возникновения центральных банков. Первый - эволюционный: сначала банк действует как коммерческий, а затем, в процессе эволюции становится центральным банком. Примером может служить Банк Англии, который возник в 1694 г. как коммерческий акционерный банк, а впоследствии стал центральным банком. Банк Франции стал эмиссионным центром в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г. Другие банки были учреждены как эмиссионные центры изначально: центральные банки России (1860 г.), Бельгии (1850 г.), Германии (1815 г.), Японии (1882 г.), США (1913 г).

Поначалу основная часть этих банков была представлена частными банками. В 30-х гг. ХХ в. появилась необходимость регулирования экономики страны, что привело к процессу огосударствления многих центральных банков, проходящему главным образом через их национализацию. В 1936 г. государственным стал Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции, в 1957 г. в ФРГ создан государственный банк. Но не все страны осуществили огосударствление своих центральных банков. Поэтому в настоящее время по форме собственности Центральный банк может быть государственным, акционерным или смешанным.

Капитал государственных банков принадлежит соответственно государству. К их числу относится основная часть банков, в частности Банк России. Акционерные банки - банки, капитал которых формируется за счёт эмиссии акций, держателями которых выступают кредитные учреждения. Традиционно акционерным банком выступает Центральный банк США, называемый Федеральной резервной системой (ФРС), членами которой являются 5470 различных банков. Основой ФРС выступают 12 Федеральных банков (12 округов США). Центральный банк Италии также является акционерным.

Смешанные банки - банки, капитал которых акционерный, но часть акций принадлежит государству. Это центральные банки Австрии, Японии и Швейцарии.

Правовой основой центрального банка выступает Закон о Центральном банке. Если банк акционерный, то помимо этого и Устав центральных банков, а также законы, принимаемые законодательным органом страны. Эффективное воздействие центрального банка на денежной обращение возможно лишь при условии независимости его деятельности. Степень независимости можно определить по таким факторам, как:

Ø Участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли. Однако даже если уставный капитал центрального банка напрямую не принадлежит государству, то существуют либо прямые законодательные оговорки, либо используются косвенные методы государственного контроля. Так, хотя по закону об Австрийском национальном банке 50 % его капитала принадлежит юридическим и физическим лицам, собственниками паёв могут стать только те резиденты, которые получили на это согласие министерства финансов. Пай переходит по наследству, и он может быть продан также с согласия министерства. Кроме того, функции и задачи центральных банков обычно определены законодательно. Поэтому собрание собственников может решать лишь ограниченный круг вопросов, не связанных напрямую с экономической политикой банка. Стопроцентное участие государства в капитале считается скорее вопросом престижа и традиций. Влияние государства на центральный банк в разных странах неодинаково, но наиболее независимым является центральный банк США.

Ø Процедура назначения руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных банков от органов государственного управления. В большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Руководители Немецкого Федерального банка не являются высшими государственными служащими, пришедшими из Министерства финансов. Управляющий Банком Франции и два его первых помощника назначаются Президентом Республики специальным декретом. Имеет значение также оформление в законодательстве процедуры отзыва. В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России.

Ø Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны, устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой - определяются его законодательно установленные полномочия. В большинстве стран (Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Дефолты и реструктуризация долгов
Мировой финансовый кризис сделал чрезвычайно актуальным целый ряд вопросов, которые ранее имели скорее теоретический интерес. Очевидной стала необходимость совершенствования законодательства и принятия ряда законопроектов, которые в условиях благоприятной конъюнктуры могли бы обсуждаться еще длител ...

Характеристика рынка ценных бумаг
Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производств ...

Формы и виды обеспечения возвратности банковских ссуд
Сам по себе залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор-залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, п ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru