Понятие рынка ценных бумаг

Создание рынка государственных ценных бумаг началось в начале 90-х гг. ХХ в., и было призвано ликвидировать практику прямого кредитования Банком России Правительства РФ, так как кредитно-денежная эмиссия не только выступала ключевым фактором ухудшения положения денежно-кредитной системы, но и углубляла кризис в реальном секторе экономики.

Создание рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) коренным образом изменило основы устройство российской финансовой системы. Формирование рынка ГЦБ позволило успешно решить задачу перекрытия эмиссионных каналов финансирования бюджетного дефицита. Подобное преобразование финансовых отношений, с одной стороны, обеспечила предпосылки нормализации финансов и денежного обращения , укрепления стабильности национальной валюты, а с другой стороны – дала возможность государству приступить к регулированию основных макроэкономический пропорций рыночными методами, путем влияния на уровень доходности рынка ГЦБ как одного из секторов финансового рынка.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Как и любой рынок, рынок ценных бумаг есть единство объекта, субъекта и отношений между ними. Объектом рассматриваемого рынка являются ценные бумаги, субъектом – участники рынка. Экономические отношения – это различного рода операции или любые действия (согласно действующему хозяйственному законодательству) с ценными бумагами, которые совершают участники, или субъекты, рынка.

С точки зрения товарного хозяйства рынок ценных бумаг, с одной стороны, подобен рынку любого другого товара, ибо ценная бумага – это тот же товар, а с другой стороны – имеет особенности, связанные со спецификой своего товара – ценных бумаг.

Первое различие между рынком ценных бумаг и рынком товаров как материальных благ (работ, услуг) состоит в объекте и объёме рынка. У них разные объекты рынка: ценная бумага или материальных товар. Объём рынка ценных бумаг намного больше объёма рынка материальных благ и потенциально не имеет предела.

Второе различие – способ образования рынка. Товар как материальный объект должен быть произведён или добыт в процессе трудовой деятельности человека. Ценная бумага выпускается в обращение; раньше для этого надо было хотя бы напечатать бланки самой ценной бумаги, а теперь достаточно зарегистрировать всех владельцев в специальном реестре.

Третье различие между этими рынками – значимость значения обращения. Целью производства материального товара является его производительное или личное потребление. Процесс обращения необходим, чтобы доставить товар от производителя к потребителю. Число стадий обращения товара ограничено, и чем их меньше, тем лучше. Ценная бумага существует только в процессе обращения. Количество актов перехода её из рук в руки ничем не ограничено и потенциально бесконечно. Скорость обращения ценно бумаги – важнейший показатель её «качества». Прекращение обращения означает «смерть» для ценной бумаги.

Четвёртое различие отражает субординацию сравниваемых рынков. Поскольку материальное товарное производство – основа человеческого существования, постольку рынок материальных товаров первичен по отношению к рынку ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг, отличаясь от рынка денег (валют, банковских ссуд и депозитов) своим объектом, очень сходен с ним способом образования, и значимости процесса обращения. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платёжно-расчётных средств (например, векселя, чеки), а сами современные бумажные деньги исторически произошли от такой ценной бумаги, как банковский вексель.

Еще по теме:

Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт
Карточный рынок - крупный, но не единственный межбанковский финансовый рынок страны. Прочие рынки (межбанковские платежи, денежные переводы, фондовый рынок, межбанковское кредитование и т.д.) успешно работают без участия международных организаций, по национальным правилам, процедурам и технологиям ...

Внебалансовые операции коммерческих банков
Недепозитные привлеченные средства банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитных тем, что они имеют, во-первых, не персонифицированный характер, а приобретаются на рынке на конку ...

Анализ ликвидности
Под ликвидностью коммерческого банка понимается такое его состояние, когда текущие обязательства по пассиву без значительных финансовых потерь покрываются за счет быстрой реализации средств по активу. В России для обеспечения необходимого уровня ликвидности коммерческих банков Центральный банк РФ И ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru