Как уже было отмечено ранее, финансовый менеджмент в коммерческом банке – это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-техническим менеджментом, управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке направлен на определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств[9].
Роль финансового менеджмента выражается в тех задачах, которые он призван решать:
I. Формирование банковской политики путем:
- выделения основной цели существования банка – его миссии, определения стратегических приоритетов в развитии – целей развития;
- разработки стратегических планов и конкретных проектов по достижению поставленных целей;
- разработки методологии управления деятельностью банка;
II. Разработку и реализацию маркетинговой политики, в том числе:
- установление и анализ существующих и потенциальных рынков;
- выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;
- установление долго- и краткосрочных маркетинговых целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг;
- внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения;
III. Создание банковских продуктов через:
- разработку методов измерения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка
- внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов;
IV. Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг путем:
- укрепления позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);
- завоевание новых рынков банковских услуг;
- повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных денежных потоков, приносящих доходы;
V. Реализация финансовой политики:
- приращение капитала;
- управление прибылью и ликвидностью;
- максимизация управленческого вознаграждения;
- обеспечение стабильности развития банка;
- обоснование финансовых решений;
- управление издержками банка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовый менеджмент, наряду с управлением персоналом, является основополагающим инструментов для достижения максимально возможной прибыли владельцами от осуществления деятельности коммерческого банка.
Еще по теме:
Математические модели формирования кредитного портфеля банка
Математические модели формирования портфеля банка относятся к так называемым частным моделям банковской деятельности, описывающим конкретную сферу деятельности банка. С достаточной степенью условности банк может быть рассмотрен как разновидность фирмы, функционирующей на рынке денег. В научной лите ...
Лицензирование деятельности кредитных организаций
Банковская лицензия — это специальное разрешение Банка России на ведение банковской деятельности созданного в форме официального документа бессрочного характера действия, удостоверяющего с соблюдением установленной формы (реквизитов) право банка проводить указанные в нем банковские и другие операци ...
Формы и виды обеспечения возвратности банковских ссуд
Сам по себе залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор-залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, п ...