Особенности развития банковской системы России

Страница 1

Изучая особенности развития банковской системы России, можно выделить естественный и принудительный пути ее трансформации в более качественную и управляемую структуру.

· Принудительная трансформация - следствие влияния внешних факторов: государственных органов, контролирующих и регламентирующих банковскую деятельность. Это – Центральный Банк, Министерство Финансов, Государственная Дума, как законодательный орган, налоговые органы и т.д. Такая трансформация направлена на повышение управляемости банковского сектора в целом, создание благоприятной среды для ведения операций на финансовом рынке, защиту от иностранных конкурентов, улучшение качества планирования национальной ликвидности.

· Естественная трансформация – насущная необходимость самих банков привести в порядок свою внутреннюю организацию: определить направление развития, целевые сегменты клиентов, качественно проработать предложение финансового продукта, оптимизировать бизнес-процессы, повысить управляемость организацией и, в итоге, за счет реализации программы изменений - повысить рентабельность своего бизнеса.

Если вопросы принудительной трансформации достаточно широко освещаются в научных изданиях и периодической печати, то вопросам естественной трансформации уделяется не достаточное внимание.

Между тем, проблема российского банка зачастую кроется в его внутренних процессах - неспособности эффективно организовать работу своих подразделений, быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка, постоянно отслеживать колебания спроса и предлагать новые востребованные продукты. Зачастую, банки функционируют даже без принятой стратегии, определяющей основные направления развития кредитного института и способы достижения поставленных целей.

В принципе, такое поведение понятно. В процессе становления банковской системы России организация банка как бизнес-структуры проводилась очень быстро. Возможность участия в приватизационных аукционах и тендерах, желание привлечения наиболее крупных клиентов оставляли банкам слишком мало времени для взвешенного системного подхода к бизнесу кредитной организации. В итоге до сегодняшнего дня банки почти не придумали ничего нового кроме расчетно-кассового обслуживания. Зачастую банку достаточно обслуживать счета и интересы основавшего его промышленного гиганта.

Следует тщательно планировать направление развития банковского бизнеса, создавать гибкую структуру, которая позволит быстро приспосабливать корпоративные продукты и услуги к меняющейся конъюнктуре рынка, качественно оценивать возможные риски и получать самую оперативную управленческую информацию о состоянии своего бизнеса[17].

Количественные параметры банковской системы России представлены в Приложении 4. данные этой таблицы свидетельствуют о существенном сокращении в период 01.01.99 г. по 01.11.03 г. как числа зарегистрированных (с 2481 по 1676), так и числа действующих (с 1476 по 1331) кредитных организаций на территории РФ, что объясняется преодолением последствий кризиса и выведением с рынка неплатежеспособных кредитных организаций. При этом наиболее заметно за этот период сократилось число банков – с 1447 до 1280. количество же небанковских кредитных организаций, напротив, увеличилось с 29 до 51. это увеличение связано как преобразованием некоторых банков в небанковские кредитные организации, так и с созданием новых небанковских кредитных организаций в ответ на рост потребностей в их услугах. Число филиалов банков-нерезидентов на территории России остается неизменным: в настоящее время действует всего один такой филиал.

Банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики, и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизация управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Принципы организации безналичных расчетов
Организацию и бесперебойность безналичных расчетов в Российской Федерации обеспечивает соблюдение следующих принципов: 1) правовой режим осуществления безналичных расчетов. Этот принцип требует, чтобы поведение участников расчетных взаимоотношений соответствовало нормам права, правовой ответственно ...

Стандартизация фьючерсного контракта
Фьючерсный контракт стандартизирован по всем параметрам, кроме одного - цены поставляемого товара, выявляемой в процессе биржевых торгов. Важной особенностью фьючерсной торговли, вытекающей из ее стандартизации, является обезличенность контракта. Сторонами во фьючерсном контракте выступают не прода ...

Развитие и структура кредитной системы Российской империи
Первые попытки устройства в России государственных кредитных учреждений относится к XVIII веку. Начало этим попыткам относится к правлению императрицы Анны Иоановны. Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть ссуды из Монетной конторы. Однако кредитные операции Монетной конторы были очень незнач ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru