Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения

Финансовая аналитика » Надзор за деятельностью коммерческих банков в России » Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения

Страница 1

банковский надзор актив доход

Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.[1]

Интернациональный характер банковской деятельности создаёт возможность её выведения в определённой мере из-под контроля национальных органов банковского надзора. В связи с этим возникла объективная необходимость в координации усилий надзорных органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы банковского надзора. Базельский комитет по банковскому надзору на протяжении многих лет работает в этой области. Им изучаются возможности укрепления пруденциального банковского надзора во всех странах путем развития сотрудничества со странами, не входящими в "десятку", а также укрепления пруденциального надзора в странах - членах Комитета. Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) создан под эгидой Банка международных расчетов (Bank for International Settlements) в 1974 году. Своё название комитет получил по месту нахождения постоянно действующего секретариата в городе Базель (Швейцария). Комитет был учреждён председателями центральных (национальных) банков стран «Группы Десяти» после проблемных событий на международном валютном и банковском рынках, в частности, после банкротства западногерманского банка «Герштатт».

Комитет не является структурным подразделением Банка международных расчетов и функционирует автономно. Принимаемые Комитетом постановления являются определяющими в работе международных и национальных финансовых учреждений и направлены, в первую очередь, на укрепление стабильности и безопасности банковской системы в целом.

Основными задачами Комитета являются внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования. С этой целью, Комитет разрабатывает директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов. Эти рекомендации не являются обязательными к выполнению, однако, в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов. Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах-участниках Комитета, так например, работы по внедрению рекомендаций «Базель II» ведутся более чем в 100 странах. В Европейском союзе рекомендации Комитета также используются для взаимной интеграции государств-членов союза.

Комитет отчитывается перед президентами центральных банков и руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.

Основными документами Базельского комитета считаются:

Основные принципы эффективного надзора (1997 г., пересмотрены в 2006 г.);

Базель-I (1988 г) - соглашение про международное приближение определения капитала и стандартов капитала;

Новые соглашения о достаточности капитала (Базель II) 2004 году;

Базель ІІІ, принятый в декабре 2009 года. Ввод Базеля ІІІ в действие запланирован с 2012 года. Основным положением Базеля ІІІ является ужесточение требований к форме капитала первого уровня, который должны будут составлять только обыкновенные акции и нераспределенная прибыль.[2].

Приближение стандартов банковского надзора в России к международным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

Все большее соответствие мировым стандартам совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточения требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регулирования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за крупнейшими банками федерального уровня.[3].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Ожидаемая доходность
За два последних года российские акции в среднем подорожали втрое, а за 6 лет – в 13 раз. Это лучшие показатели среди всех мировых рынков. После столь длительного и впечатляющего роста у многих инвесторов появляются сомнения в дальнейшей позитивной динамике рынка. К тому же, два из ключевых факторо ...

Банковский маркетинг
Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но в последнее время при наметившейся стабилизации с инфляцией, ростом ставки рефинансирования и в условиях хронической нехватки денежных рес ...

Понятие, сущность и значение кредитной политики коммерческого банка
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики. Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по прив ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru