Кризис и депрессия 30-х гг. потребовали новых срочных усилий по совершенствованию рабочих процедур, прав и обязанностей банков. Одна из главных причин кризиса заключалась в необычайно широко развернувшихся спекуляциях на рынке ценных бумаг с использованием банковских средств. Принятый в 1939 г. закон Гласса-Стигала частично ликвидировал этот пробел, запретив комбанкам заниматься размещением промышленных акций (хотя некоторые лазейки для совершения спекулятивных действий сохранились). Этапным мероприятием по обеспечению стабильности банковской системы США стало создание в 1934 г. Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД), страхование в которой стало для банков-членов ФРС обязательным.
Закон о банковской деятельности I935 г., также принятый в порядке последовательной реализации идей "Нового курса" президента Ф. Рузвельта, вывел из состава руководства ФРС Федеральное резервное управление - орган, носивший отчетливый "административный" оттенок, Министра финансов и Контролера денежного обращения США. Это должно было усилить "свободу", "независимость" ее функционирования с вновь учрежденным Советом управляющих во главе. На деле, однако, вывод из-под прямого административного влияния только укрепил роль руководящих органов ФРС в американской экономике.
В годы "Нового курса" было положено начало роли ФРС как непререкаемого регулятора кредитно-денежного обращения в США, формирование которой завершилось уже после 2-й мировой войны. Важнейшим этапом стало принятие в 1946 г. Закона о занятости, которым была установлена ответственность государства за темпы экономического роста, уровень занятости и благосостояние населения. Эти цели стали обязательными и для руководства ФРС, входящего в структуру исполнительных органов федеральной власти.
Участие ФРС в формулировании и проведении экономической политики обеспечено несколькими путями, один из которых - участие председателя Совета управляющих в регулярных неформальных встречах главных экономических руководителей страны ("четверка", как их именуют в США) под руководством президента (иногда без него) для согласованного обсуждения и решения важнейших экономических задач.
К важнейшим функциям ФРС относятся установление норм обязательных банковских резервов в предусмотренных законодательством лимитах; утверждение ставок учетного процента, устанавливаемого федеральными резервными банками; формирование политики в области купли-продажи государственных ценных бумаг; определение максимальных ставок по срочным и сберегательным вкладам для банков -членов ФРС; надзор за деятельностью федеральных резервных банков; наблюдение за обращением банкнот и др. Все эти действия относятся к рычагам проведения денежно-кредитной политики, выражающей интересы нации и экономики страны. Важнейшая функция ФРС - фискальное обслуживание правительства США. В качестве эмиссионного центра страны ФРС выпускает в обращение около 90% денежной массы.
Формы общего (в том числе "внешнего") контроля связаны прежде всего с устройством руководящих органов ФРС - в первую очередь СУ и Федерального комитета по операциям на открытом рынке (ФОМК). Последний формулирует политику в купле-продаже ценных бумаг, ведает инвалютными операциями ФРС. Председателем ФОМК является обычно председатель Совета управляющих ФРС. Контрольные функции учтены также и в порядке формирования руководящих органов каждого из 12 Федеральных резервных банков.
Еще по теме:
Основные пути решения проблем
Для решения проблем, возникающих у коммерческих банков, необходимо: - необходимо преодолеть последствия мирового финансового кризис. Для этого Правительство РФ и Банк России в единстве должны проводить эффективную политику, которая должна быть направлена на преодоление кризисных явлений в российско ...
Методы расчётов риска
Критерии (показатели) степени риска и методы их расчета. Вложению капитала всегда сопутствуют выбор вариантов и оценка степени риска. Для этого необходимо количественно определить величину финансового риска при альтернативных вариантах и сравнить ее. Финансовый риск, как и любой другой, определяетс ...
Опыт деятельности центральных
банков развитых стран
В большинстве развитых стран главная цель денежно-кредитной политики и функционирования ЦБ в целом - достижение определённого уровня инфляции. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5 ...