Страховой случай: порядок действий страхователя и страховщика

Финансовая аналитика » Жилищное страхование » Страховой случай: порядок действий страхователя и страховщика

Страница 1

Действия, которые должны совершить стороны договора в случае, если узнают о наступлении страхового случая, в самом общем виде охарактеризованы в ГК РФ. Более подробная их регламентация содержится в правилах страхования. Последние, являются приложением к договору страхования либо изложены в его тексте.

По договору имущественного страхования, после того как страхователю (выгодоприобретателю) стало известно о наступлении страхового случая, он обязан незамедлительно уведомить о его наступлении страховую компанию или ее представителя. Если договором предусмотрен срок и (или) способ уведомления, оно должно быть сделано в условленный срок и указанным в договоре способом. В интересах страхователя (выгодоприобретателя) выполнить эту обязанность в соответствии с условиями договора, так как неисполнение этой обязанности "дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение" (п. 2 ст. 961 ГК РФ).

Статья 962 ГК РФ обязывает страхователя принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные для имущества убытки, вызванные наступлением страхового случая. Например, если произошло возгорание, предпринять меры, чтобы потушить пожар, если произошел залив квартиры, перекрыть воду, проветрить помещение и пр. Принятие этих мер также в интересах страхователя, так как закон предусматривает, что "страховщик освобождается от возмещения убытков, возникших вследствие того, что страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер, чтобы уменьшить возможные убытки" (п. 3 ст. 962 ГК РФ). Принимая такие меры, страхователь должен следовать указаниям страховщика, если они ему сообщены.

Часть 2 статьи 962 ГК РФ предусматривает гарантии законных интересов добросовестного страхователя: «Расходы в целях уменьшения убытков, подлежащих возмещению страховщиком, если такие расходы были необходимы или были произведены для выполнения указаний страховщика, должны быть возмещены страховщиком, даже если соответствующие меры оказались безуспешными. Такие расходы возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости независимо от того, что вместе с возмещением других убытков они могут превысить страховую сумму».

После того как страховая компания уведомлена о наступлении страхового случая, она обязана направить представителя для осмотра застрахованного имущества, выяснения причины наступления страхового случая. Обычно осмотр имущества в квартире сопровождается составлением акта эксперта страховой компании. Для наиболее эффективной защиты своих прав (в дальнейшем) можно посоветовать страхователю (выгодоприобретателю) пригласить работников жилищно-эксплуатационной организации для обследования квартиры с целью установления причины аварии, ее виновника (при наличии такового), описания характера повреждений и пр. Факт обследования жилого помещения после аварии представителями жилищно-эксплуатационной организации лучше всего зафиксировать в акте, который подписывается работниками такой организации и собственником помещения, скрепляется печатью ЖЭУ.

После обследования экспертом жилого помещения страховая компания должна или признать наступившее обстоятельство страховым случаем и выплатить страховое возмещение, или же отказать в признании произошедших обстоятельств страховым случаем и отказать в выплате возмещения.

Если обстоятельства, которые по всем признакам подпадают под определение страхового случая, наступили не вследствие злого умысла, т.е. намеренных действий страхователя (выгодоприобретателя), тогда лицо, в пользу которого заключен договор страхования, вправе обратиться в суд с требованием обязать страховую компанию выплатить страховое возмещение при условии, что последняя задерживает выплаты.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Базовая модель метода стохастической границы
Изложим основу модели анализа стохастической границы в соответствии со Шмидтом [13]. Базовая модель метода стохастической границы выглядит следующим образом: , ; i=1, … , N; t=1, …, T (1) (T=1 в случае рассмотрения отрасли в статическом положении). Индекс i показывает номера фирм, t – временной пер ...

Общая характеристика Чувашского отделения Сбербанка России
Первые попытки создания кредитных учреждений на территории Чувашии были предприняты в середине XIX века удельным ведомством. Среди открывшихся семи сельских банков начал свою работу Алатырский сельский банк, где можно было получить займ под небольшие проценты. Реформы 60-70 годов XIX века и развити ...

Оказание услуг по арбитражу
Важное значение имеет та деятельность, которой фирма занимается от своего собственного имени и которая может облегчить операции клиентов наряду с тем, что является потенциальным источником прибыли для самой фирмы. Этой деятельностью не могут заниматься фирмы, которые выступают только в качестве аге ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru