Безналичные расчеты. Формы безналичных расчетов

Финансовая аналитика » Формы безналичных расчетов » Безналичные расчеты. Формы безналичных расчетов

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

В безналичном порядке в соответствии с ГК производятся расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных перечислений гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку позволяет экономить наличные деньги, сокращать издержки обращения, осуществлять контроль за операциями предприятий, соблюдением ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины. Безналичные расчеты – это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований.

В настоящее время правовой базой, регламентирующей общие подходы к организации безналичных расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках, являются:

Гражданский кодекс РФ, часть ΙΙ, глава 45 «Банковский счет», глава 46 «Расчеты»;

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (редакция 1995 г.), глава XΙΙ «Организация безналичных расчетов»;

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (редакция 1995 г.), ст. 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами», с. 31 «Осуществление расчетов кредитной организации»;

Положение ЦБР о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П.

Безналичные расчеты за реализуемые товары, оказанные услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Гражданским кодексом установлены следующие формы безналичных расчетов:

расчеты платежными поручениями;

расчеты по аккредитиву;

расчеты по инкассо;

расчеты чеками.

А также, в соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование расчетов векселями и расчеты с использованием банковских карт.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в установленной форме в обслуживающий их банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой.

Все операции по банковским счетам осуществляются банками только на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:

плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;

получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения. Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие реквизиты:

наименование расчетного документа;

номер расчетного документа;

вид платежа;

наименование плательщика, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и номер счета;

наименование и место нахождения банка плательщика, и его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

наименование получателя средств, его ИНН и номер счета;

наименование и место нахождения банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;

назначение платежа;

сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

очередность платежа;

вид операции в соответствии с Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках;

подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению без печати, при наличии на первом экземпляре одной подписи. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Еще по теме:

Методика ревизии расчетов по имущественному страхованию и обеспечению
Особый вид расчетов представляют собой взаимоотношения сельскохозяйственных организаций по имущественному и личному страхованию, в ходе контроля и ревизии которых контролеры используют данные машинограмм по счету 20/1 «Растениеводство» (Приложение ), машинограммы по счету 20/2 «Животноводство» (При ...

Страховой рынок США
Самым развитым страховым рынком мира является рынок страховых услуг США. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран, и при этом они постоянно расширяют сферу своих услуг, так как только таким образом могут выстоять в жестокой конку ...

Повышение качества кредитного портфеля ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»
Рассматривая проблему улучшения качества кредитного портфеля важно понимать, что во многом качество кредитной деятельности зависит от качества управления кредитными рисками. Из-за потенциально опасных для кредитной организации последствий кредитного риска важно регулярно осуществлять всесторонний а ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru