Заключение

Страница 2

Банки вне зависимости от размера и специализации пытаются увеличить собственный капитал всевозможными способами, так как они поставлены в сложные условия, что обусловлено рядом причин:

1) административные требования Банка России к минимальной величине собственных средств и нормативов, связанных с достаточностью капитала банка, к размеру уставного капитала для вновь создаваемых банков;

2) общая экономическая ситуация в России. Финансовые возможности действующих и потенциальных отечественных акционеров по отвлечению ресурсов в капитал банков в настоящее время ограничены, тем более что данное отвлечение традиционно не обеспечивает быстрой и высокой доходности на вложенные средства;

3) увеличение масштаба деятельности, минимизация затрат, снижение риска потери контроля со стороны действующих собственников. Есть вполне определенные преимущества большого капитала и связанного с ним масштаба операционной деятельности, которые в силу нормативных либо статусных проблем не представлялось возможным использовать.

Однако, несмотря на то, что проблема недостаточности капитальной базы российской банковской системы стоит очень остро, необходимо учитывать, что процесс наращивания капиталов банков не может быть быстрым. Для решения этой задачи требуется комплексный подход, создающий благоприятные условия на всех этапах движения финансовых средств – от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Причем реализацию комплекса мер по решению насущных проблем повышения эффективности банковского сектора нельзя целиком возложить на какой-то отдельный орган, так как действительно разрешить все существующие проблемы возможно, только в рамках совместных усилий государства, Центрального банка, кредитных организаций, саморегулируемых объединений (ассоциаций) и собственников банков.

Со своей стороны Банк России реформирует российскую систему банковского регулирования и надзора в соответствии с международными стандартами, повышает требования к капитализации, финансовой устойчивости, качеству управления и информационной прозрачности кредитных организаций, развивает содержательные подходы при осуществлении надзора за достаточностью и качеством капитала. В нормативно-правовую базу деятельности банков вносятся изменения, формирующие условия для расширения представительства иностранных банков на внутреннем рынке финансовых услуг, стимулирующие и упрощающие процедуры слияний и IPO.

В то же время, не смотря на то, что размер капитала является основополагающим критерием для оценки устойчивости и надежности кредитной организации, но ни отечественная система бухгалтерского учета и отчетности, ни МСФО не защищают от проникновения фиктивного капитала и неадекватности отчетности. Выделить на стадии дистанционного надзора возможный объект «ненадлежащих активов», источники «некачественного» капитала становится гораздо труднее. В качестве важного элемента регулирования банковской системы, позволяющего выявить реальные проблемы кредитных организаций с целью своевременного применения мер надзорного реагирования усиливается роль инспекционных подразделений. В ходе инспекционных проверок деятельности банков регулятором выявляется значительное количество нарушений, допущенных при определении величины капитала, неверный расчет нормативов, в том числе норматива Н1 и доказываются факты формирования собственных средств за счет ненадлежащих активов.

В то же время, серьёзными практическими проблемами при осуществлении инспекционных проверок кредитных организаций является легитимность экспертного заключения (мотивированного суждения) инспектора. Высказывая определённое суждение, по какому – либо вопросу, давая оценку деятельности кредитной организации, инспектор берёт на себя груз ответственности. Для профессионального суждения инспектор должен обладать с одной стороны независимостью, а с другой быть защищённым при его высказывании. Инспектору необходимо знать границы применения субъективного суждения, критерии мотивированного суждения и инструменты по его выработке и применению.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Функции государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. По своей сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная ГЦБ получает свое собственное название, позволя ...

Анализ мероприятий по привлечению целевых групп клиентов
Целевыми группами клиентов являются следующие группы: экономически активное население, обслуживание «зарплатных» проектов, состоятельные клиенты и пенсионеры. Привлечение ресурсов за счет «зарплатных» проектов. В Сибирском банке за 2009 года сумма безналичных перечислений заработной платы рабочих и ...

Перспективы внедрения IRB-подхода в банковской системе Республики Беларусь
В последнее время внутренние рейтинги становятся все более важным элементом эффективного управления кредитными рисками крупных банков, повышения конкурентоспособности и устойчивости банковских систем в целом. Ведущие банки США, ФРГ, Франции, Великобритании и других развитых стран применяют внутренн ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru