Заключение

Страница 2

Банки вне зависимости от размера и специализации пытаются увеличить собственный капитал всевозможными способами, так как они поставлены в сложные условия, что обусловлено рядом причин:

1) административные требования Банка России к минимальной величине собственных средств и нормативов, связанных с достаточностью капитала банка, к размеру уставного капитала для вновь создаваемых банков;

2) общая экономическая ситуация в России. Финансовые возможности действующих и потенциальных отечественных акционеров по отвлечению ресурсов в капитал банков в настоящее время ограничены, тем более что данное отвлечение традиционно не обеспечивает быстрой и высокой доходности на вложенные средства;

3) увеличение масштаба деятельности, минимизация затрат, снижение риска потери контроля со стороны действующих собственников. Есть вполне определенные преимущества большого капитала и связанного с ним масштаба операционной деятельности, которые в силу нормативных либо статусных проблем не представлялось возможным использовать.

Однако, несмотря на то, что проблема недостаточности капитальной базы российской банковской системы стоит очень остро, необходимо учитывать, что процесс наращивания капиталов банков не может быть быстрым. Для решения этой задачи требуется комплексный подход, создающий благоприятные условия на всех этапах движения финансовых средств – от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Причем реализацию комплекса мер по решению насущных проблем повышения эффективности банковского сектора нельзя целиком возложить на какой-то отдельный орган, так как действительно разрешить все существующие проблемы возможно, только в рамках совместных усилий государства, Центрального банка, кредитных организаций, саморегулируемых объединений (ассоциаций) и собственников банков.

Со своей стороны Банк России реформирует российскую систему банковского регулирования и надзора в соответствии с международными стандартами, повышает требования к капитализации, финансовой устойчивости, качеству управления и информационной прозрачности кредитных организаций, развивает содержательные подходы при осуществлении надзора за достаточностью и качеством капитала. В нормативно-правовую базу деятельности банков вносятся изменения, формирующие условия для расширения представительства иностранных банков на внутреннем рынке финансовых услуг, стимулирующие и упрощающие процедуры слияний и IPO.

В то же время, не смотря на то, что размер капитала является основополагающим критерием для оценки устойчивости и надежности кредитной организации, но ни отечественная система бухгалтерского учета и отчетности, ни МСФО не защищают от проникновения фиктивного капитала и неадекватности отчетности. Выделить на стадии дистанционного надзора возможный объект «ненадлежащих активов», источники «некачественного» капитала становится гораздо труднее. В качестве важного элемента регулирования банковской системы, позволяющего выявить реальные проблемы кредитных организаций с целью своевременного применения мер надзорного реагирования усиливается роль инспекционных подразделений. В ходе инспекционных проверок деятельности банков регулятором выявляется значительное количество нарушений, допущенных при определении величины капитала, неверный расчет нормативов, в том числе норматива Н1 и доказываются факты формирования собственных средств за счет ненадлежащих активов.

В то же время, серьёзными практическими проблемами при осуществлении инспекционных проверок кредитных организаций является легитимность экспертного заключения (мотивированного суждения) инспектора. Высказывая определённое суждение, по какому – либо вопросу, давая оценку деятельности кредитной организации, инспектор берёт на себя груз ответственности. Для профессионального суждения инспектор должен обладать с одной стороны независимостью, а с другой быть защищённым при его высказывании. Инспектору необходимо знать границы применения субъективного суждения, критерии мотивированного суждения и инструменты по его выработке и применению.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Национальный банк Украины – проводник государственной валютной политики
Национальный банк Украины – важнейшее звено всей банковской системы Украины. НБУ организован в 1991 году на базе бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений. Он представляет собой систему единого банка и включает в себя центральный аппарат, расположенный в г. К ...

Определение, цели и основные признаки фьючерсного контракта
Фьючерс, фьючерсный контракт — контракт на покупку или продажу товара (финансового актива) с поставкой на будущую дату. Фьючерсный контракт предусматривает строго определенное количество товара установленного вида с минимально допустимыми отклонениями, поставляемого на определенных условиях оплаты ...

Прямые страховые агенты
Прямыми страховыми агентами являются агенты, состоящие в штате страховой компании, продающие страховые полисы от имени только этой компании и имеющие кроме комиссионной постоянную оплату труда. Такими страховыми агентами легко управлять, как и организовывать их работу, так как они имеют высокий уро ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru