При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том числе мы предполагаем, что информация в таком рынке распределена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.
Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается, и возникает асимметричность информации, под которой понимают ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности – недостатка информации о вероятных будущих событиях.
В экономической теории существуют различные точки зрения относительно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образам и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна немногим. Такой точки зрения, в частности, придерживался Ф.А. Хайек, несмотря на его явно рыночные взгляды. По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если информация первоначально доступна не каждому; предприниматель, обладающей информацией, получает возможность извлекать прибыль в течении периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке. [7.с188]
Либералы считают, что неопределенность – явление положительное, потому что помогает избежать монополии на инфомацию. Они же считают, что сила рынка в умении использовать первоначальный недостаток информации у всех.[10]
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной информации, могущей помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации. [10]
Еще по теме:
Участники рынка ценных бумаг
Законодательством предусмотрены семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, или, как принято говорить, «семь участников инфраструктуры рынка». Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынкам. Сама фон ...
Развитие и структура кредитной системы Российской империи
Первые попытки устройства в России государственных кредитных учреждений относится к XVIII веку. Начало этим попыткам относится к правлению императрицы Анны Иоановны. Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть ссуды из Монетной конторы. Однако кредитные операции Монетной конторы были очень незнач ...
Современные представления о сущности банка
Слово «банк» происходит от итальянского «banco», что в переводе на русский означает «стол». Предшественниками банков были средневековые менялы – представители денежно-торгового капитала; они принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных городов и стран. По прошес ...