Контроль за соблюдением требований надзорных органов

Финансовая аналитика » Надзор за деятельностью коммерческих банков в России » Контроль за соблюдением требований надзорных органов

Страница 1

Полномочия Банка России по применению к кредитным организация мер надзорного реагирования определены Федеральным законом « Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статьи 7 и 75), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности (статьи 19, 20, 23.1), Федеральным законом «О несостоятельност (банкротстве) кредитных организаций» (статьи 4, 7-17, 32-33, 35) изданных в их исполнение нормативных актах Банка России, в том числе Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия».

К кредитным организациям могут быть применены:

предупредительные меры воздействия (письма, рабочие встречи, совещания);

штрафы;

меры, ограничивающие деятельность кредитной организации (введение ограничений на осуществление отдельных операций, введение запретов на осуществление отдельных банковских операций);

требования о замене руководителей кредитных организаций;

отзыв лицензии на осуществление банковских операций.[6]

Такой набор мер воздействия значительно уже рекомендуемого Базельским комитетом по банковскому надзору. Так, из 16 мер надзорного реагирования, которыми в соответствии с Руководством по работе со слабыми банками (Базельский комитет по банковскому надзору, 2002 год) должен располагать орган банковского надзора, в распоряжении Банка России имеется лишь 9 (чуть более половины), причем все – непосредственно к банкам. Из пяти мер воздействия, рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору для применения к руководителям и владельцам банков, российское законодательство не предоставило надзорному органу ни одной.

Отсутствие у надзорного органа широких полномочий в определенных ситуациях приводит к формализму при применении мер воздействия, а также к излишним «придиркам».

Меры воздействия к кредитным организациям могут применяться центральным аппаратом Банка России и территориальными учреждениями Банка России в случае и порядке, определенном действующим законодательством и нормативными актами Банка России. Решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и введении временной администрации по управлению кредитной организацией принимаются Комитетом банковского надзора Банка России.[6].

Основной задачей, решаемой при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях приведения ее в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. При этом меры воздействия применяются к кредитной организации в целом по совокупности допущенных нарушений. Выбор мер воздействия должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи и производиться с учетом характера нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также ее положения на региональном и федеральном рынке банковских услуг, то есть надзорный орган должен точно знать за что, когда и какую меру воздействия применять.

К сожалению, не все и не всегда из вышеперечисленных критериев выбора мер воздействия применяются территориальными учреждениями Банка России на практике. Зачастую применение мер носит несвоевременный и неадекватный характер. Так, одной из «популярных» мер воздействия у территориальных учреждений Банка России длительное время являлись штрафные санкции (мера вроде бы применена и вроде как не сильно отражается на поднадзорном банке). Развитие содержательных (риск ориентированных) подходов в надзоре предполагает принятие надзорным органом решений на основе профессионального (содержательного) суждения о качестве активов кредитных организаций, размере их обязательств и собственных средств (капитала), а также качестве корпоративного управления, включая качество внутрибанковских систем управления, контроля за рисками и прозрачности структуры собственности. Хотя статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России вправе применять меры воздействия, предусмотренные статьей 74 указанного выше закона, в случае, если при анализе деятельности кредитных организаций (банковских групп) выявлены ситуации, угрожающие законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации, право Банка России применять меры надзорного реагирования к кредитным организациям непосредственно на основе мотивированного суждения официально (на законодательном уровне) не закреплено.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Перспективы развития российского фондового рынка до 2012 года
В начале 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) подготовила и представила в Правительство РФ доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу». Этот доклад можно считать новой концепцией по совершенст ...

Валютный курс как элемент валютной системы
Важным элементом валютной системы является валютный курс, т.к. развитие международных экономических отношений требует измерения стоимости соотношения валют разных стран. Валютный курс необходим для следующих целей: а) взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капитала ...

Основные понятия и термины, применяемые в страховании
Абандон – отказ страхователя от своих прав на застрахованный объект (судно, груз) в пользу страховщика при получении от него полной страховой суммы. Авуар – синоним «активы» (денежные средства, векселя, аккредитивы, ценные бумаги, счета в банках и т.п.) – часть страхового баланса. Аддендум – дополн ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru