Правовое регулирование процесса расчетов по инкассо

Финансовая аналитика » Расчеты по инкассо » Правовое регулирование процесса расчетов по инкассо

Страница 5

Постоянные изменения вносились и продолжают вноситься в Закон "Об основах налоговой системы".

Налоговая инспекция, проводя проверку акционерного коммерческого банка "Кредит ФД", выявила следующее правонарушение. При наличии неисполненного инкассового поручения, предъявленного ГНИ, о перечислении недоимки по налогу, банк производил выдачу денежных средств для АО "Судоходная компания" Камское речное пароходство" на выплату заработной платы. Налоговой инспекцией принято решение, которым за задержку исполнения указанного инкассового поручения с банка взысканы пени, предусмотренные ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы". Однако статья 15 данного закона предусматривала ответственность банков за несвоевременное исполнение только платежных поручений налогоплательщиков, но не инкассовых поручений налоговых органов. Ответственность за несвоевременное исполнение инкассовых поручений налоговых органов могла быть применена к банку лишь согласно п. 24 Указа Президента РФ от 22.12.1993 года "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов всех уровней". Однако данный пункт с 20 мая 1996 года утратил силу пунктом 14 Указа Президента РФ от 08.05.96 года "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". Следовательно, взыскание с банка пеней за задержку исполнения инкассового поручения налоговой инспекции после указанной даты является неправомерным. Следующий этап правового регулирования данного вопроса связан с принятием Федерального Закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", принятым 16.12. 98 года. Пунктом 2 статьи 17 данного Закона были внесены изменения в ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы", которые запрещали кредитным организациям задерживать при наличии денежных средств на счетах налогоплательщиков исполнение платежных поручений налогоплательщиков либо инкассовых поручений налоговых органов на перечисление налогов в бюджет или поручений плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В случае установления таких фатов кредитная организация несет ответственность в размере трехкратной ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от суммы задержанного платежа за каждый день просрочки, а ее руководитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного, установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Однако при выпуске данного информационного письма не были учтены последние изменения, внесенные в законодательство Федеральным Законом "О введении в действие части первой Налогового Кодекса РФ" от 16.07.98 года, который признал утратившим силу с 1 января 1999 года закон "Об основах налоговой системы", за исключением статей 19, 20, 21, а также пункта 2 статьи 18.

Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами содержал положения относительно оформления инкассового поручения таможенными органами. В более общем плане эти правила содержатся в Указании ЦБ РФ. В соответствии с ним инкассовое поручение (распоряжение) оформляется на бланке платежного требования, при этом слова "платежное требование" заменяются словами "инкассовое поручение" или "инкассовое распоряжение" в случае изготовления бланков с помощью ЭВМ.

Государственная налоговая служба РФ направила для сведения и использования в работе Постановление президиума ВАС РФ, касающегося отдельных вопросов применения мер финансовой ответственности к банкам за неисполнение инкассовых поручений. Акционерное общество "Коммерческий банк "Ураллига" обратилось в арбитражный суд Челябинской области с иском о признании недействительным решения ГНИ по Калининскому району г. Челябинска о взыскании с банка финансовых санкций за задержку исполнения платежных документов о перечислении в бюджет налоговых платежей. Решением суда иск бил удовлетворен; постановлением апелляционной инстанции это решение было оставлено без изменения; в протесте заместителя председателя ВАС РФ предлагалось в иске отказать. Президиум ВАС РФ посчитал, что протест подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

при проверке своевременности исполнения истцом платежных документов о перечислении в бюджет налоговых платежей ответчиком установлена задержка исполнения инкассовых поручений налоговой инспекции из-за отсутствия денежных средств на расчетном счет клиента. Вместе с тем, не зачисляя на расчетный счет налогоплательщика денежные средства, поступавшие от третьих лиц в оплату за поученную продукцию (работу, услуги), банк направляет их на ссудный счет в погашение задолженности по кредиту. По результатам проверки было вынесено решение, которым к истцу применены штрафные санкции в виде взыскания пеней, предусмотренных ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Однако данная норма закона предусматривает ответственность банков за несвоевременное исполнение платежных поручений налогоплательщиков. Ответственности за неисполнение инкассовых поручений налоговых органов данная норма не устанавливает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Характеристика счетов, используемых для формирования уставного капитала кредитных организаций
Счет N 102 "Уставный капитал кредитных организаций" На счете N 102 учитывается уставный капитал кредитных организаций. Кредитные организации, созданные в форме акционерного общества, ведут учет на счете N 10207 "Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного о ...

Инвестиционная деятельность страховой компании: условия, регулирование, показатели оценки
Согласно страховому законодательству РФ «страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативно-правовым актов органа страхового надзора» [1.3; п.4 ст. 26], Страховой бизнес имеет ряд специфических особенностей, которые накладывают ...

Виды рисков и их оценка
Риск — величина непостоянная. Его изменения во многом обусловлены изменениями в экономике, а также рядом других факторов. Страховое общество должно постоянно следить за развитием риска: ведутся соответствующие статистический учет, анализ и обработка собранной информации. Исходя из полученной информ ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru