Тенденции и перспективы российского рынка облигаций

Финансовая аналитика » Корпоративные облигации » Тенденции и перспективы российского рынка облигаций

Страница 1

Сезон природного расцвета 2009 года охарактеризовался "пробуждением" и деловой активностью на российском рынке корпоративных облигаций. Правда, кризис внес свои мазки в картину данного сегмента: в прошлом остались низкие процентные ставки и определенное равнодушие инвесторов к вопросам контроля за рисками. Между тем примечательно, что именно в этот период зафиксированы рекордные показатели.

В конце весны - начале лета этого года заметно увеличился объем размещений корпоративных облигаций на первичном рынке. Так, если в марте, апреле и мае на внутреннем рынке он составлял $1-1,5 млрд. в месяц, то в июне достиг отметки в $6,6 млрд. - это максимальное значение за все время существования рынка (см. график 1).

График 1 "Объем размещений корпоративных облигаций на внутреннем и внешнем рынках"

Помимо улучшения внешнего фона, свою роль в столь заметном росте мог сыграть, по всей видимости, и значительный "навес" из неразмещенных ранее и отложенных выпусков. В первые месяцы кризиса в связи с уменьшением склонности инвесторов к риску и увеличением стоимости заимствований объем размещений существенно сократился. Если на внутреннем рынке облигации еще размещались, то первичный рынок российских еврооблигаций оказался фактически заморожен с августа 2008 года. С улучшением же ситуации в финансовой системе эмитенты поспешили предложить свои облигации инвесторам.

В новых условиях спросом в первую очередь стали пользоваться наименее рисковые облигации, поэтому основная часть размещаемых бумаг приходилась на облигации наиболее крупных и надежных заемщиков. Хороший спрос со стороны инвесторов позволял таким компаниям в июне даже увеличивать в ходе размещения объем предложения. Так, ЛУКОЙЛ разместил 23 июня биржевые облигации на 15 млрд. рублей, хотя первоначально планировал привлечь лишь 5 млрд. рублей.

Одним из наиболее заметных проявлений кризиса стал рост процентных ставок и их значительная сегментация по категориям заемщиков (см. график 2). Во втором полугодии 2008 года доходность облигаций "первого эшелона" выросла на внутреннем вторичном рынке с 6-9 до 10-18% годовых (для отдельных выпусков ставки поднялись еще выше), "второго эшелона" - с 8-12 до 20-30% годовых. Доходность облигаций "третьего эшелона" увеличилась еще больше. На конец 2008 года на внутреннем рынке около 110 выпусков торговалось с доходностью выше 100% годовых (это 17% от общего числа выпусков корпоративных облигаций, торгуемых на ФБ ММВБ).

После резкого ухудшения конъюнктуры рынка во второй половине 2008 года ситуация стала постепенно улучшаться. С начала этого года наблюдалось коррекционное снижение ставок. В результате к июню доходность на аукционах по размещению наиболее качественных бумаг установилась на уровне 13,5-15% годовых.

График 2 "Процентные ставки на внутреннем рынке корпоративных облигаций"

Не секрет, что по мере интеграции российского рынка в мировое экономическое пространство динамика цен и процентных ставок на нем все в большей степени определяется внешними факторами. Эта тенденция находит подтверждение при построении модели зависимости цен корпоративных облигаций от различных факторов. Проведенный анализ показывает, что динамика цен корпоративных фондов в наилучшей степени определяется динамикой ставок МБК на внутреннем рынке, динамикой базовой процентной ставки ФРС и спреда по CDS на российский суверенный долг. Статистическая значимость других объясняющих переменных, таких как динамика цен на нефть и курса рубля, при их включении в модель оказалась сравнительно невысокой.

По итогам проведенного анализа была построена следующая модель зависимости динамики обобщенного ценового показателя - индекса корпоративных облигаций MICEX CBI СР (индекс "чистых" цен (clean price), отражающий изменение цен облигаций без учета накопленного купонного дохода и без реинвестирования купонных платежей) от различных факторов:

MICEX CBI СР = -0,335 х MosPrime + 1,298 х r - 0,005 х CDS +

MICEX CBI CP - абсолютное изменение индекса MICEX CBI СР за месяц, пунктов;

MosPrime - абсолютное изменение ставки MosPrime 3M за месяц, пунктов;

r - абсолютное изменение базовой ставки ФРС США за месяц, пунктов;

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Ценовая политика создаваемой фирмы
Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена - зто один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного поль ...

Структура рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет свою собственную структуру , которая состоит из следующих компонентов: 1 субъекты рынка – участники рынка; 2 объекты рынка – ценные бумаги; 3 собственно рынок – операции на рынке; 4 система регулирования и контроля рынка ценных бумаг; 5 инфраструктура рынка (правовая, инфор ...

Принцип организации коммерческого банка
Функциональное построение Соответствие целям банка Иерархия властных полномочий и уровней организации Совместные и координированные действия Рационализация управления Целостность и соответствие условиям окружающей среды Обеспечение контроля Регламентация деятельности персонала Обеспечение оперативн ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru