Проблемы применения факторинга в коммерческой организации

Страница 2

Главная проблема - система принятия решений, отличная от той, что использует кредитное подразделение банка. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. И во многих крупных банках факторинг просто не прижился из-за того, что руководство банка не понимало, как должен функционировать этот продукт. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что в банке факторингу приходится приспосабливаться к кредитным технологиям, а это негативно сказывается на оперативности. Например, лизинговый бизнес российских банков обычно выделен в отдельные компании - именно потому, что это отдельный продукт со своей специфической технологией. И в специализированном виде лизинговая деятельность осуществляется более оперативно.

Другая болезненная проблема всех факторинговых отделов банков - внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. Факторинг может казаться банкам привлекательным лишь, так сказать, в тактической перспективе - как запуск нового продукта, расширение продуктовой линейки. В более долгосрочной перспективе руководство банка увидит, что риски по факторингу выше, чем по кредитам (наличие залога всегда рассматривается руководством банка как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования). А если риски выше, значит, выше себестоимость этого инструмента по сравнению с кредитом. Следовательно, факторинг не может быть приоритетным направлением развития и будет постепенно поглощаться кредитным подразделением. В действительности же риски факторинга не столь высоки - если использовать скоринговую систему оценки рисков, - но это не соответствует подходу банка к технологиям оценки рисков.

Недоработки есть не только в Гражданском, но и в Налоговом кодексе. Так, например, для участника лизинговой сделки (лизингополучателя) предусмотрена возможность отнесения лизинговых платежей на расходы, за счет чего уменьшается налогооблагаемая база на прибыль. Тогда как при факторинге таких льгот не предусмотрено и это не лучшим образом влияет на его экономическую привлекательность. Так, например, по статье 155 Налогового кодекса вознаграждение, которое получает банк за предоставление факторингового финансирования, облагается НДС. Он отсутствует, если деньги выдаются в кредит. Однако от НДС страдает не финансовый институт, как может показаться на первый взгляд, а его клиент, на которого перекладывается это налоговое бремя. «Поставщик при факторинге недополучает некоторую сумму, и это отпугивает многих клиентов», - объясняет Елена Уколова. Дело в том, что, когда фактор перечисляет деньги поставщику, из них уже вычитается сумма НДС и уходит в бюджет. Клиент спустя некоторое время может вернуть эти деньги, но только после того, как получит от банка счет-фактуру. Но кредитная организация высылает этот документ только после окончательного расчета с получателем товара, ведь банк удерживает комиссию в тот момент, когда дебитор перечисляет ему деньги в оплату полученного товара.

Чтобы лучше понять эту схему, можно рассмотреть простой пример. Допустим, дебитор должен выплатить фактору через 90 дней сумму 100 тыс. рублей. Комиссия за факторинговое обслуживание составляет 8,85 тыс. рублей, из них 1,35 тыс. - это НДС, а 7,5 тыс. рублей - доход банка (по ставке 30% годовых). В итоге банк профинансировал клиента на 91,15 тыс. рублей, так как 1,35 тыс. рублей он заранее удержал. Кредитная организация выставит поставщику счет-фактуру в тот момент, когда ей вернет все 100 тыс. рублей дебитор. Если бы НДС не было, то клиенту бы выплатили 92,5 тыс. рублей. Иными словами, за счет того, что клиент принимает НДС к зачету только после поступления оплаты от должника, у него на 90 дней выводится из оборота 1,35 тыс. рублей. Получается, что клиент платит банку комиссию за то, чтобы быстрее получить необходимые деньги, но из них он вынужден тут же отложить некоторую часть. Эта сумма налога «оседает» в бюджете и не приносит клиенту никакой пользы. Тогда как главная цель факторинга как раз увеличивать торговый оборот. Может показаться, что 1,35 тыс. рублей - это не такие уж и большие деньги. Но если клиент работает на крупных оборотах и со значительной отсрочкой платежа, то это уже серьезное неудобство. Его можно было бы избежать, если бы объектом налогообложения рассматривались только дополнительные факторинговые услуги, которые не связаны с финансированием, например ведение финансовым агентом бухгалтерского учета или сбор долгов с поставщиков.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Управление активами и пассивами
Оценка и управление процентным риском Одной из ключевых задач финансового управления деятельностью банка является управление процентным риском, которое состоит из управления активами, пассивами и соотношением активы/пассивы. Управление активами зависит от уровня ликвидности банка, а также от степен ...

Сберегательные услуги
Основную часть привлеченных средств коммерческого банка составляют депозиты, которые клиенты вносят в банк и которые в процессе осуществления банковских операций находятся определенное время на счетах в банке. Гражданский Кодекс РФ в статье 834 определяет депозит через договор банковского вклада (д ...

Анализ доходов и прибыли предприятия
Наличие прибыли – одно из главных условий существования предприятия, предпосылка его конкурентоспособности. Прибыль тесно связана с доходами предприятия и имеет с ними много общего и массу различий. Доходы отличаются от прибыли тем, что включают в себя себестоимость реализованной продукции, коммерч ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru