Проблемы применения факторинга в коммерческой организации

Страница 1

Хотя на своих интернет-сайтах факторинг анонсируют 70 банков, реальными участниками рынка факторинга в России являются не более 30 компаний и банков, предлагающих факторинговые услуги (21 из них приняли участие в нашем исследовании). При более близком общении с остальными выясняется, что они заявляют эту услугу "для полноты продуктовой линейки" и в большинстве случаев скорее "готовы предоставить эту услугу, если в этом будет нуждаться клиент", нежели на самом деле занимаются факторингом. Впрочем, 30 действующих факторов - число по европейским меркам значительное. В среднем в государствах ЕС на одном страновом рынке работает порядка десяти факторинговых компаний.

Быстро стать заметным игроком на рынке факторинга для новой компании нелегко. Ведь для того чтобы запустить факторинговый бизнес, по мнению опрошенных нами специалистов рынка, требуется не менее года-двух. Это подтверждается и данными нашего исследования. В 2004 году доля новичков на рынке была незначительна. Конечно, говорить о завершении формирования рынка пока не приходится, появление новых игроков может сильно изменить расстановку сил. Однако в ближайшие год-два основной рост будет происходить за счет увеличения объемов бизнеса игроков, уже присутствующих на рынке.

Факторинговые компании и банки могут развиваться еще быстрее, но этому мешает отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что финансирование под уступку денежного требования могут осуществлять не только банки, но и другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление такой деятельности. Однако порядок лицензирования для небанковских факторинговых компаний до сих пор не установлен. Поэтому факторы предпочитают не рисковать и работают под банковской лицензией.

Отчасти такое невнимание законотворцев к правовому положению факторов объясняется незначительными до недавнего времени объемами этого рынка. В то же время нерешенность этого вопроса связана во многом и с тем, что среди участников рынка отсутствует однозначная позиция относительно юридической формы факторингового бизнеса. Наиболее распространены две точки зрения: факторинговый бизнес должен вестись в составе банка, или, по крайней мере, должен быть оформлен как банковский бизнес (при помощи банковской лицензии), или же факторинговые компании могут действовать самостоятельно, на основе специальных лицензий. В первом случае надзор за их деятельностью должен осуществлять Банк России, во втором - Минфин.

В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков, говорят прежде всего соображения управления ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.

Эффект от масштаба проявляется не только в управлении ликвидностью. "Исходя из специфических потребностей своего клиента, банк может предложить ему целый комплекс финансовых услуг, в том числе факторинг. Это гораздо удобнее и дешевле для клиента, чем получать обслуживание по каждому отдельному финансовому продукту в разных банках и компаниях".

Кроме того, факторинг сейчас представляет собой очень привлекательный инструмент для большинства банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке. Именно поэтому многие некрупные банки делают факторинг приоритетным направлением своей деятельности. Особенно выросла для банков роль факторинга в условиях сжатия рынка межбанковского кредитования летом 2004 года. Многие банки увидели в факторинге альтернативу межбанковским кредитам - то есть инструмент, в который они могут направить освободившиеся краткосрочные ресурсы при сопоставимой доходности. В то же время деятельность факторингового подразделения банка связана с целым рядом проблем.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Описание алгоритма построения тренд-сезонной модели
Рассмотрим алгоритм построения тренд-сезонной модели для случая аддитивной сезонности [Дуброва, 2003]. 1. Для описания тенденции воспользуемся процедурой скользящей средней при четной длине интервала сглаживания l=2p. Тогда для временных рядов поквартальной динамики скользящая средняя при l=4 на ка ...

Методы управления кадрами и трудовым потенциалом в банке
Мы организовали экспериментальное изучение удовлетворенности трудом сотрудников. Исследование проводилось с персоналом данного предприятия в течение двух месяцев. Общее количество респондентов в этом случае составило 20 человек (9 менеджеров высшего звена и 11 сотрудники организации). Диагностическ ...

Исторические аспекты развития пластиковой карты
В нашей современной жизни наличием банковского счета никого не удивишь, а с принципом работы пластиковой карты сейчас знаком почти каждый. Однако, метод платежных систем пережил долгий путь эволюции, прежде чем стал современным средством электронных расчетов. Что же такое банковская карта? Основное ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru