Поведение обучающихся во время прохождения курсов: в наши дни сотрудники, в основном, положительно относятся к возможности профессионального тренинга. Но даже при таком отношении они должны приложить некоторые усилия, чтобы получить максимальную пользу от обучения. Прежде всего, это относится к краткосрочным курсам и к тем случаям, когда объясняются сложные производственные операции. Здесь от обучающихся требуется концентрация внимания.
Мы уже отмечали, что на результаты обучения влияет непосредственное участие менеджера во всем цикле рассмотренной выше систематической модели обучения, начиная с определения целей, составления учебных планов и контроля хода обучения. Однако, кроме этого, важен еще один аспект: должны быть созданы возможности для практического применения полученных в процессе обучения навыков и знаний. При проверке результатов обучения необходимо убедиться, что каждому, прошедшему курс обучения, созданы условия для применения полученных знаний при выполнении повседневных обязанностей.
То, чему работник обучился, только тогда принесет пользу, когда будет перенесено из учебной аудитории на рабочее место. Может случиться, что, возвратившись на свое рабочее место, полный энтузиазма, он не встретит поддержки и не сможет воспользоваться обратной связью. Через какое-то время социальная среда заставит его вернуться к тому, как он действовал раньше. Таким образом, теряется все ценное, что дало обучение, а в худшем случае отвергаются все мотивирующие факторы в потребности обучения.
Оценка обучения возвращает нас назад, к началу цикла обучения. С помощью такой информации мы имеем возможность совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.
Полная оценка обучения должна помочь ответить на вопросы, связанные с расчетом эффективности затраченных средств на обучение. Это наиболее сложный уровень оценки инвестиций и их окупаемости. Она должна проводиться не только на уровне одного работника, но также на уровне отдела и организации — специалистами кадровых и бухгалтерских служб. [6, 7,10]
В ходе ежегодной оценки руководитель по каждому навыку дает две оценки, одна из которых характеризует специалиста, а другая должность. Т.е. он оценивает:
- результативность работника по факторам;
- относительную важность данного навыка для конкретной должности.
В первую очередь обращают внимание на тренинг слабо развитых навыков у работника, имеющих высокую оценку важности. Практика показала, что в этом случае отдача от средств, вложенных в обучение, будет самой высокой[39].
Оценка уровня профессиональной подготовленности специалистов в общем случае является определенной формой контроля, направленного на оценку знаний, навыков и умений.
При оценивании знаний специалистов используют собеседование, опросы, экзамены, практические и контрольные задания. Любой вид контроля знаний должен организовываться исходя из принципов объективности, справедливости и гласности, периодичности и системности.
Входной контроль представляет собой предварительную аттестацию, проводимую с целью определения уровня подготовленности обучаемых. По результатам входного контроля определяется целесообразность обучения, выдаются рекомендации для организации индивидуального подхода при обучении. Входной контроль проводится одновременно с психофизиологическим обследованием обучаемых.
При входном контроле определяется уровень как общих (теоретических), так и знаний по специальности (практических). При проверке знаний по специальности обучаемому предлагается набор практических задач. По результатам их решения определяются те вопросы, на изучение которых следует обратить особое внимание. При проведении итогов результаты решения задач доводятся обучаемым, после чего производится их разбор. Цель разбора – «восстановление в памяти» необходимого объема знаний[40].
Для выявления индивидуальных особенностей и уровня профессиональной подготовленности с целью выбора обучения каждого слушателя проводится тестовый контроль. Применение тестов позволяет:
- рационально комплектовать учебные группы;
- оптимизировать и дифференцировать процесс обучения;
- определить формы обучения, соответствующие конкретной практической деятельности;
- проводить обучение с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
- оценить эффективность и качество обучения (см. рис. 3.2).
В ходе анализа теории и практики организационного обучения можно сделать краткое резюме. Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение.
Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки, установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и к завтрашним изменениям[41].
![]() |
Еще по теме:
Общая характеристика стихийных бедствий, крупных производственных аварий и
катастроф
Ежегодно стихийные бедствия, возникающие в различных районах страны, производственные аварии, аварии в коммунально-энергетических системах городов вызывают крупномасштабные разрушения, гибель людей, большие потери материальных ценностей. Возмещение материального ущерба, причиненного стихийными бедс ...
Снижение объемов кредитования
В последние годы наблюдались очень высокие темпы прироста кредитов нефинансовым организациям и населению (3—4% в месяц). В период кризиса эти темпы резко снизились. В феврале впервые за последние годы объем кредитных требований российских банков к нефинансовым организациям и населению снизился в аб ...
Организация управления валютными рисками в филиале
В целях обеспечения устойчивости и эффективности работы в филиале функционирует комплексная система управления основными банковскими рисками (кредитным, рыночным, риском ликвидности, операционным; валютными), призванная обеспечить идентификацию, оценку, лимитирование принимаемых рисков, контроль их ...