В силу высокой социальной значимости страхования как института страховой защиты, а также очевидной тенденции к повышению стандартов страховой деятельности, крайне важными со стороны страховщиков становятся меры по укреплению финансовых основ их деятельности, росту гарантий, приводящие в результате к росту доверия со стороны потенциальных клиентов и активному привлечению партнёров по бизнесу.
Государство со своей стороны обязано обеспечить участников рынка адекватной, реально функционирующей законодательно-нормативной базой, отвечающей всем объективным требованиям и ни в коем случае не тормозящей развитие страхования как отрасли и отдельных его элементов.
Объективная необходимость укрепления финансовых основ деятельности существует у всех страховых организаций вне зависимости от размера их уставного капитала, величины страховых резервов, объёма страхового портфеля и набора профильных видов страхования. В частности, необходимость укрепления финансовых основ и повышения качества активов ОАО «Страховой дом ВСК» выявляется при детальном изучении финансовых результатов и относительных показателей её текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. Как показал проведённый нами анализ, несмотря на то, что финансовое положение ВСК в целом весьма благополучно и оснований для подозрений в несостоятельности страховщика не выявлено, всё-таки наблюдаются некоторые незначительные отклонения фактических показателей от рекомендуемых нормативов, некоторые из которых свидетельствуют о чрезмерной консервативности финансовой политики страховщика. В связи с этим, как бы ни были хороши и оптимистичны финансовые результаты деятельности той или иной страховой организации, всегда существует возможность (а вместе с ней и необходимость) их дальнейшего совершенствования.
Все аспекты деятельности, касающиеся управления финансами страховых компаний, в т.ч. анализ и мониторинг финансового состояния, прогнозирование финансовой деятельности, исследование факторов внешней и внутренней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка, формирование целевых показателей, разработка финансовой политики и т.д., являются объектом финансового планирования.
Для достижения максимально положительных результатов основной деятельности, необходимо, чтобы составление финансовых планов велось на 3 временных уровнях: разработка финансовых стратегий, текущих планов и оперативных финансовых планов. Важно, чтобы индивидуальная финансовая стратегия каждой страховой организации, основанная на увеличении их рыночной стоимости и повышении конкурентоспособности, позволила выработать и обосновать генеральную стратегию создания эффективной национальной системы страхования [3.4, 9].
В рамках стратегического финансового планирования в организации могут составляться следующие типы планов [2.3; с.310]:
- план поступлений страховых премий (взносов);
- план по перестрахованию;
- план размещения страховых резервов;
- сводный баланс доходов и расходов, включающий:
- план движения денежных средств;
- план прибыли;
- прогноз состояния активов и пассивов;
- прогноз платёжеспособности.
Согласно действующему законодательству, обязательной официальной публикации подлежат лишь бухгалтерский баланс (форма №1) и отчёт о прибылях и убытках (форма №2), соответственно страховые компании не обязаны публиковать иную финансовую отчётность. Более того, данная информация применительно к каждой конкретной организации составляет коммерческую тайну. Поэтому, говоря о рекомендациях по укреплению устойчивости и повышению качества финансовой и инвестиционной деятельности, можно основываться лишь на обобщённых данных и предлагать не конкретные, реально планируемые той или иной компанией практические мероприятия, а опять же обобщённые меры, способные укрепить финансовые основы деятельности страховщиков при условии к ним грамотного подхода.
Еще по теме:
Проблема развития межбанковских расчетов
Развитие платежной системы республики осуществлялось согласно Концепции развития национальной платежной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций и Программе развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 − 2010 годы, которыми было предусмотрено п ...
Валютный рынок России
как часть финансового рынка
Совокупность различных валютных операций образует валютный рынок, являющийся неотъемлемой частью всего рыночного механизма. Он, как и всякий другой рынок, представляет собой единство предложения и спроса на товар и уравновешивающей их цены. Но, вместе с тем, это рынок сугубо специфичный, ибо, объек ...
Основные функциональные обязанности отделов
Управляющий филиалом Управляющий руководит деятельностью филиала на основании доверенности, выданной Банком: издаёт приказы и другие документы по вопросам, входящим в компетенцию Филиала представляет Банк во всех организациях, выдаёт доверенности в порядке передоверия, устанавлива ...