Факторинг

Страница 1

Факторинг (от англ. factoring – «посредник») – это особый вид коммерческой операции, близкий к кредитованию, альтернативный ему, имеющий свои особенности. Факторинг подразумевает посредничество банка (или факторинговой компании) при купле-продаже или поставках продукции одним предпринимателем другому.

Все операции по факторингу проводятся преимущественно по безналичному расчету. Факторинг ещё называют финансированием под уступку денежного требования, так как продавец (поставщик), заключивший факторинговый договор, уступает кредитору денежные требования к своему партнёру, а взамен кредитор выполняет денежные обязательства покупателя.

Итак, если фирма-продавец (поставщик) знает, что возможны задержки по выплатам за поставляемую продукцию, она вправе заключить договор факторинга и получить большую часть стоимости проданного товара от кредитора (факторинговой компании или банка). Посредник-кредитор, в свою очередь, даёт рассрочку покупателям, они выплачивают ему сумму долга и комиссию за предоставленную услугу. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать так называемым оборотным фондом факторинга – определенным объемом денег; находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.

Факторинг удобен при ведении малого и среднего бизнеса, так как позволяет увеличить оборотный капитал. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем. Удобен такой вариант для оптовых поставщиков крупных партий товара, если у них много покупателей и не все могут отдать деньги сразу, факторинг позволяет быть более гибкими в вопросах оплаты. Факторинговый договор полезен производителям и поставщикам сырья для производства (особенно, если это факторинг в форме управления дебиторской задолженностью). К этой форме коммерческих отношений склоняются и компании, работающие на экспорт, и холдинги, реализующие чрезвычайно крупные проекты.

Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:

- с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

- занимающиеся спекулятивным бизнесом;

- производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;

- работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы) ;

- реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;

- реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;

- практикующие бартерные сделки;

- заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции не проводятся также в отношении:

- долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;

- долговых обязательств физических лиц;

- требований к бюджетным ограничениям.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

- банк-фактор, покупатель не оплаченного должником требования;

- первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);

- должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.

Для оформления договора факторинга требуется гораздо меньше документов, чем, к примеру, для оформления кредита, можно оформлять факторинг без залога и без поручительства. Права и обязанности сторон в сделке по факторингу распределяются так.

Продавец (он же поставщик, клиент факторинговой компании) должен:

- иметь расчетный счёт, хорошую кредитную историю,

- заключить договор финансированием под уступку денежного требования с посредником (банком, факторинговой компанией),

- предупредить покупателя, что он пользуется услугами посредника и уступает тому право денежного требования,

- застраховать товар,

- осуществить поставку товара.

Далее продавец получает на свой расчётный счёт большую часть стоимости проданного товара (обычно 60%-90%) и дальнейшие платежи (с учётом комиссионных процентов обычно, 16%-35% годовых) в течение срока, указанного в договоре (обычно не больше месяца, хотя может быть от 15 дней до полугода). Причём по одному договору могут быть профинансированы несколько сделок или вообще все сделки покупателя-клиента за определенный период, но в границах лимитированной суммы.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Граничный и неграничный бенчмаркинг
При использовании граничных методов сравнительного анализа относительная эффективность компании (по сравнению с границей эффективности выборки аналогичных компаний) оценивается коэффициентами эффективности (от 0 до 1). • Наиболее распространенные граничные методы бенчмаркинга - Data • Envelopment A ...

Виды рынка ценных бумаг
Имеются различные классификационные признаки рынков ценных бумаг. Я рассмотрю самые распространенные (рис.1). По территориальному признаку рынок ценных бумаг делится на международный, региональный, национальный и местный. Международный рынок охватывает финансовые рынки всех стран мира. Региональный ...

Предоставление инвестиционных консультаций клиентам
И последнее. Выполняя роль посредника, брокер выполняет еще одну очень важную роль: предоставление инвестиционных консультаций клиентам. В этой связи необходимо понимать, что клиенты должны рассматривать брокера как профессионала в области инвестиций и будут обращаться к нему за советом по выбору и ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru