В сфере формирования финансовых результатов деятельности банков необходимо отметить ускорение роста чистой прибыли, которое отмечалось в августе 2004 года и обусловлено, в значительной степени, введением нового порядка регулирования резервов по ссудам (роспуск резервов по клиентским кредитам за август обеспечил дополнительные доходы в целом по всем банкам в размере 24 млрд. рублей). Величина прибыли за январь - август 2004 года - 97,7 млрд. рублей - более чем на четверть превзошла уровень аналогичного периода прошлого года, в то время как в середине года наблюдалось ее отставание (на 4 - 5%). Следствием стало повышение рентабельности активов (2,6%) и собственного капитала (18%) российских банков по отношению не только к показателям первого полугодия 2004 года, но и к результатам 2003 года.
Существенный вклад в замедление темпов роста национальных банковских активов внесли кризисные явления середины 2004 года (кроме того, свой эффект имеет стерилизационное влияние быстро растущего стабилизационного фонда, ресурсы которого инвестируются в иностранные ценные бумаги). Их следствием стало также повышение интенсивности наращивания активов по группе 20 крупнейших банков. Несмотря на двукратное сокращение валюты баланса Межпромбанка, суммарные активы банков из указанной группы выросли по итогам 8 месяцев 2004 года на 16% (без Межпромбанка - более чем на 18%) при 12% по банковской системе в целом, в то время как в начале 2004 года динамика по данной группе банков отставала от среднебанковского тренда.
Опережающее развитие группы топ-20 обеспечено за счет Внешторгбанка - +34%, (причем даже без учета депозита Банка России темпы - +26% - являлись максимальными среди ближайших конкурентов), Сбербанка и ММБ (+23% каждый). Таким образом, необходимо констатировать усиление роли в национальной банковской системе крупнейших государственных банков страны - Сбербанка и ВТБ, удельный вес которых в совокупных активах вырос с начала года на 4,7 п.п. до 36,6%.
Высокую, более чем в два раза опережающую рынок, динамику роста активов продемонстрировали также банк Зенит (+38%), «Еврофинанс Моснарбанк» (+25%), ИБГ «НИКойл» (+22%). В июне - августе 2004 года зафиксирован рост валюты баланса Ситибанка (более чем на 11%) после периода стагнации, которая отмечалась в 2003 году и в начале 2004 года.
Низкие темпы или отсутствие роста валюты баланса имело место у Промсвязьбанка, банка «Петрокоммерц», а также Росбанка и МДМ-банка (который, временно опередив в середине 2004 года Росбанк, вновь вернулся на 7 позицию). Помимо Межпромбанка, абсолютное сокращение активов за январь - август 2004 года произошло у Альфа-банка (-12%, которое пришлось, главным образом, на июль - август), в результате чего разрыв между Альфа-банком и идущим следом Банком Москвы сократился в 2004 года вдвое - до 1 млрд. долларов США. Развитие других крупных банков примерно соответствовало среднебанковской тенденции.
За счет размещения на бюджетных счетах части средств, взысканных с НК «ЮКОС» по налоговому долгу, Ханты-Мансийский банк увеличил валюту баланса в 2,5 раза, войдя в число 20 крупнейших банков по данному показателю (14 место). В тоже время, Менатеп СПб. и Траст, являвшиеся ранее опорными банками группы Роспром (ЮКОС), снизили свои активы на 36% и 45% соответственно, переместившись при этом за пределы топ-30 с 16 и 17 позиции в начале 2004 года
Еще по теме:
Тенденции и проблемы развития кредитных систем развитых стран
на современном этапе
Среди важных процессов происходящих в кредитной системе в настоящее время можно выделить следующие: · концентрация и централизация банковского капитала; · дальнейшее усиление конкуренции между различными типами (видами) кредитно-финансовых институтов; · продолжение сращивания крупных кредитно-финан ...
Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования
банковских операций
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным за ...
Ценовая политика создаваемой фирмы
Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена - зто один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного поль ...