– исключено требование об обязательном проведении рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизуемых кредитных организаций;
– исключено требование об обязательной инспекционной проверке реорганизующихся кредитных организаций;
– исключено требование о составлении сводного баланса и утверждении его на совместном общем собрании участников реорганизуемых кредитных организаций;
– участникам реорганизуемых кредитных организаций предоставлено право самостоятельного принятия решения о привлечении аудиторской организации для подтверждения достоверности финансовой отчетности и соответствия проводимых реорганизационных процедур действующему законодательству.
Кроме того, оптимизированы схемы и сроки движения документов между кредитными организациями, территориальными учреждениями Банка России и центральным аппаратом Банка России, в том числе после получения от МНС России свидетельств о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом общий срок рассмотрения документов Банком России снижен до:
– 4 месяцев (2 месяца в территориальном учреждении Банка России и 2 месяца в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме слияния (ранее – 6 месяцев);
– 3 месяцев (1,5 месяца в территориальном учреждении Банка России и 1,5 месяца в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме присоединения (ранее – 6 месяцев).
Банк России проводит активную работу, направленную на повышение качественных параметров банковского капитала. Речь идет о последовательном противодействии применению некоторыми банками разного рода схем, которые используются для приукрашивания как публикуемой, так и надзорной отчетности.
В этой связи следует отметить Положение Банка России от 10.01.2003 N 215-П
"О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций", закрепляющее порядок расчета капитала и понятие "ненадлежащие активы". Ненадлежащие активы в целях расчета величины собственных средств (капитала), определены не как жесткая формула соотношения тех или иных балансовых счетов, а исходя из принципа формирования активов. В соответствии с Положением предусмотрено исключение из расчета капитала той части источников собственных средств (уставного капитала, эмиссионного дохода, прибыли и других), для формирования которой были использованы ненадлежащие активы. Документ примечателен не только тем, что в нем был воплощен принцип содержательного подхода к оценке активов, но также и тем, что новации Положения 215-П явились реальным практическим инструментом, применение которого Банком России предопределило начало процесса качественных изменений в структуре банковского капитала.
В то же время, в применении данного подхода имеются трудности, обусловленные тем, что слишком размыта граница между надлежащими и ненадлежащими активами. Международные стандарты учета трактуют активы, как нечто, что приносит доход или дает возможность рассчитывать на получение дохода в будущем. Все остальное можно подвести под определение «ненадлежащих активов», так как главный признак фиктивной капитализации – это наличие в балансе банка активов, не приносящих доход. Введение в действие с 01.08.2004 г. Положения Банка России от 26.03.2004 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» сделало проводимые банками схемы более затратными. Согласно данному Положению, по активам, предоставленным по ставке менее двух пятых ставки рефинансирования ЦБ РФ, необходимо создавать резерв в размере не ниже 21%. В связи с этим, банки пошли на увеличение процентной ставки по используемым в схемах кредитам, (потому как создание довольно крупного резерва по третьей группе качества активов негативно скажется на финансовом результате и как следствие, на величине собственных средств), и теперь выделить на стадии дистанционного надзора возможный объект «ненадлежащих активов» из общей массы прочих стало гораздо труднее.
Наиболее детальный анализ операций кредитной организации с целью выявления и доказательства реальных проблем кредитных организаций, в том числе установление фактов формирования капитала ненадлежащими активами может проводиться только в ходе инспекционных проверок в кредитных организациях на основании первичных документов.
Еще по теме:
Роль государства в процессе страхования рисков терроризма
В научной литературе не прекращаются дебаты относительно роли государства при страховании рисков терроризма. Можно выделить две основные позиции. Первая заключается в том, что государство не должно вмешиваться в процесс выплат компенсаций, так как страховщики в состоянии самостоятельно справиться с ...
Граничный и неграничный бенчмаркинг
При использовании граничных методов сравнительного анализа относительная эффективность компании (по сравнению с границей эффективности выборки аналогичных компаний) оценивается коэффициентами эффективности (от 0 до 1). • Наиболее распространенные граничные методы бенчмаркинга - Data • Envelopment A ...
Проблемы развития кредитования
потребительских нужд граждан
Бурное развитие рынка розничного кредитования увеличивает и масштаб проявления соответствующих рисков. На этом сегменте рынка начинают намечаться негативные тенденции. Некоторые банки чрезмерно увлекаются развитием кредитования и создают дополнительные риски своей деятельности. В то же время в сред ...