Отдельное место в оценке кредитоспособности заемщика занимают модели оценки вероятности банкротства. Цель таких моделей – выработка простого, оперативного и точного метода заблаговременного выделения компаний, испытывающих финансовые затруднения и близких к банкротству. В основе методики формирования модели лежит распределение предприятий на два класса: предприятия – потенциальные банкроты и прочие предприятия (считается, что эта группа – стабильно функционирующие организации). Модель была разработана в 1968 г. профессором Нью-Йоркского университета Эвардом Альтманом при помощи метода дискриминантного анализа. Данный метод анализа являлся преобладающим и наиболее широко используемым при оценке кредитоспособности заемщика в XX в., а Альтман по праву считается пионером в вопросах классификации предприятий на группы кредитоспособности. Проанализировав отчетность сотен компаний, он вывел формулу для прогнозирования банкротства предприятия, которая называется Z-модель Альтмана:
, (Альтман) (1.16)
где – отношение оборотного капитала к сумме активов;
– отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;
– отношение операционной прибыли к сумме активов;
– отношение рыночной стоимости акций к сумме кредиторской задолженности;
– отношение выручки к сумме активов.
Значение показателя Z меньше 1,81 является признаком того, что предприятие испытывает определенные трудности, а показатель Z, равный 2,7 и более, говорит о небольшой вероятности банкротства. В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже:
. (1.17)
В этой формуле – балансовая, а не рыночная стоимость акций. Пограничное значение для этой формулы – 1,23.
Существуют и другие модели, подобные модели (Альтман). /3/, /16/
Отсутствие достаточной информации о финансовом состоянии заемщика и зачастую неумение выявить ложную информацию о нем являются наиболее распространенным недостатком в деятельности банка по оценке кредитоспособности его клиентов. Практика показывает, что финансовая документация, полученная банком, не всегда удовлетворяет необходимым требованиям, а дополнительная информация о прогнозах денежного потока, о предполагаемых затратах и потребностях в заемных средствах просто отсутствует. Нельзя игнорировать и случаи искажения заемщиком отчетных данных о своем реальном финансовом состоянии. Известно, что предприятия могут завышать себестоимость своего продукта, занижать доход от реализации продукций и оказания услуг, собственные средства могут фиксироваться в балансе в виде кредиторской задолженности. Все это искажает реальные масштабы позаимствования заемного капитала, усиливает риски при определении возможностей заемщиков выполнять условия кредитного соглашения./22/
Еще по теме:
Налог на прибыль банков
Порядок налогообложения банков регламентируется Налоговым Кодексом РФ, а также «Учетной политикой ОАО «Сбербанк России» на 2010 г.». При осуществлении налогового учета Банк кроме НК РФ руководствуется положениями актов законодательства о налогах и сборах, Гражданского кодекса РФ, ФЗ от 20.12.1990 № ...
Анализ доходности банка по операциям с пластиковыми картами
Проведение мероприятий с одновременным изменением условий сотрудничества с торгово-сервисными предприятиями и частными лицами, все-таки постепенно приводит к росту оборота и доходов от безналичных операций с использованием пластиковых карт. Анализ доходности операций с пластиковыми картами в отделе ...
Финансовый анализ в дистанционном надзоре для оценки финансового состояния
банка
При проведении финансового анализа деятельности кредитной организации особое значение имеет следующее: 1.Определение оптимального размера кредитной организации с учетом требований контролирующих органов; 2.Анализ соотношения собственных и привлеченных средств; 3.Анализ достаточности капитала; 4.Ана ...