Сущность и структура банковских ресурсов

Страница 2

- выплата основной суммы долга только после окончания срока действия договора.

Собственный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает финансовую устойчивость банка и его платежеспособность, служит источником покрытия непредвиденных расходов, являющихся следствием различных рисков банка.

Значительную часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства. По устоявшейся в мировой банковской практике традиции, в зависимости от способа аккумуляции все привлеченные ресурсы подразделяются на депозитные и недепозитные. Подобное деление осуществляется исходя из того, кто является инициатором проведения операций. К депозитам относятся средства, которые размещены в банке по желанию клиентов. Они представляют собой денежные средства, внесенные в банк его клиентами — юридическими и физическими лицами. Ресурсы недепозитного характера представляют собой средства, которые привлекаются по инициативе банка. Подобную часть ресурсов иногда классифицируют как заемные средства [12, с. 239].

По экономическому содержанию депозиты можно разделить на несколько групп:

1) до востребования;

2) срочные;

3) сберегательные вклады.

Основной характеристикой всех депозитов до востребования является возможность их владельцев без предварительного уведомления пользоваться этими средствами: производить за счет них платежи и перечисления, получать их часть для использования на разрешенные законодательством цели в виде наличных средств, осуществлять их депонирование и даже полное изъятие.

Для банков основное неудобство депозитов такого рода связано с достаточно высоким риском их одновременного изъятия и необходимостью поддержания большого запаса средств для расчетов по подобным обязательствам.

Наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов представляют срочные депозиты и сберегательные вклады. Под срочными депозитами понимаются денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок. В некоторых случаях коммерческие банки прибегают к оформлению срочных депозитов депозитными и сберегательными сертификатами.

Для банка с точки зрения управления его ликвидностью депозиты срочного характера являются наиболее приемлемыми, так как изъятие этих средств их собственниками предполагается лишь после окончания оговоренных сроков.

Недепозитными (заемными) средствами принято считать ресурсы, которые формируются коммерческими банками путем продажи собственных долговых обязательств (векселей, облигаций, банковских сертификатов) на денежном рынке или путем получения займов от других кредитных учреждений, в том числе от центрального банка. Недепозитные источники банковских средств в отличие от депозитов не носят персональный характер и не ассоциируются с конкретными клиентами банка. Они приобретаются на рынке зачастую на аукционной основе. Причинами привлечения подобных ресурсов могут быть необходимость увеличения остатка средств на корреспондентском счете для завершения межбанковских расчетов и оперативное регулирование ликвидности банка. Покупка ресурсов на межбанковском рынке может быть связана также с возможностью их эффективного использования на конкретные целевые программы, а иногда таким образом мобилизуется недостающая часть ресурсов для удовлетворения потребностей наиболее значимых клиентов банка.

Важнейшей задачей при использовании банками собственных и привлеченных ресурсов является одновременное обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого уровня ликвидности. Основной объем доходов обеспечивают банкам кредитные вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции; общая ликвидность банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских счетах в центральном банке и в других коммерческих банках. Определенная часть ресурсов используется банками для приобретения основных средств и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка, как и любого другого субъекта хозяйствования.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Анализ мероприятий по привлечению целевых групп клиентов
Целевыми группами клиентов являются следующие группы: экономически активное население, обслуживание «зарплатных» проектов, состоятельные клиенты и пенсионеры. Привлечение ресурсов за счет «зарплатных» проектов. В Сибирском банке за 2009 года сумма безналичных перечислений заработной платы рабочих и ...

Деятельность страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг
Несмотря на относительно стабильную экономическую конъюнктуру, общество постоянно ощущает неуверенность в будущем через инфляцию, безработицу, спады экономических циклов и т.п С этим связанный значительный рост объемов и видов страховой деятельности во всех странах. Вместе с тем серьезной проблемой ...

Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
Информация – это важнейший ресурс, необходимый для успешного развития бизнеса. Если компания выходит на новый рынок, начинает новый проект, расширяет масштабы своей деятельности или, напротив, испытывает трудности и проблемы, снижающие эффективность ее работы – это значит, что компания нуждается в ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru