На сегодняшний день в организации кредитного процесса ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» существуют следующие основные недостатки:
- формальный характер анализа кредитоспособности кредиторов;
- сложности с обеспечением возвратности;
- нередки случаи несвоевременного погашения населением задолженности перед банком;
- отсутствие экономически обоснованной процентной политики;
- относительно узкий (по сравнению с западной практикой) спектр видов потребительских кредитов.
Еще одним из недостатков кредитного процесса ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» является широкое и массовое распространение информации о привлекательности кредитных предложений, простоте оформления и получения кредита. Тогда как информация о процессе оплаты и погашения кредита (например, причин взыскания штрафов и процентов за просрочку ежемесячных платежей) становиться известной заёмщику лишь при ознакомлении с кредитным договором, в котором права заёмщика минимальны, зато обязательствам по которым он обязан платить банку различные штрафы, уделено большое внимание со стороны банка.
С одной стороны такое массовое распространение информации о привлекательности кредитных предложений, простоте оформления и получения кредита, даёт банку много новых клиентов, а значит прибыль.
С другой стороны, проблемы с которыми сталкивается заёмщик в процессе выполнения условий кредитного договора с банком, и различных штрафных санкций, формируют у него негативное отношение к банку и нежелание брать кредит в будущем.
Исходя из этого, можно рекомендовать ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» привести кредитный процесс и соответственно кредитную политику к модели 6 этапного кредитного процесса, который позволяет максимально оперативно выдавать кредиты, а также обеспечивает максимальный возврат заемных средств.
Рассмотрим рекомендуемую ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» модель кредитного процесса.
Оптимальная модель кредитного процесса в банке второго уровня должна состоять из следующих этапов:
1. формирование портфеля кредитных заявок;
2. проведение переговоров с потенциальным клиентом;
3. принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления;
4. оформление кредитного дела;
5. работа с клиентом после получения им ссуды;
6. возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.
1 этап включает сбор информации о спросе на кредит, ее анализ и предварительный отбор заявок. При этом должен соблюдаться следующий основной принцип: вся поступающая в банк информация о потенциальных заемщиках должна письменно фиксироваться кредитными работниками и содержать следующие основные сведения: фамилия, имя, отчество заемщика, профессия и занимаемая должность, адрес и номер телефона; сумма испрашиваемого кредита; срок, на который он испрашивается; целевое назначение кредита; причины, побудившие обратиться в банк с просьбой предоставить кредит.
При поступлении в банк большого количества заявок такая информация создает предпосылки для предварительного отбора наиболее привлекательных предложений, а также позволяет создать информационный портфель кредитных заявок для работы с ними в дальнейшем. Сотрудник кредитного отдела играет роль продавца и эксперта в процессе предоставления ссуды. На данном этапе работы перед кредитным работником стоит задача подготовиться к проведению переговоров и получить наиболее полную информацию о потенциальном заемщике.
При необходимости можно справиться о его финансовом положении в обслуживающем его банке. Перед проведением переговоров кредитный работник заранее знакомится с представленными ему финансовыми и справочными документами клиента: справкой с места работы о размере постоянного заработка; декларацией о доходах; справкой из налоговой инспекции; цель, на которую испрашивается кредит; а также гарантийными письмами, поручительствами, другими документами. [28, c.]
Еще по теме:
Стандартизация фьючерсного контракта
Фьючерсный контракт стандартизирован по всем параметрам, кроме одного - цены поставляемого товара, выявляемой в процессе биржевых торгов. Важной особенностью фьючерсной торговли, вытекающей из ее стандартизации, является обезличенность контракта. Сторонами во фьючерсном контракте выступают не прода ...
Статистика
В функционировании системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в 2008 году было характерно увеличение количества страховых случаев и объема страховых выплат в условиях нарастания нестабильности российской банковского сектора, связанного с кризисными явлени ...
Страховые резервы: сущность, классификация, методы расчёта и правила
размещения
«Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, формируют страховые резервы», которые используются исключительно для осуществления страховых выплат (из ст. 26 ФЗ РФ «Об организации ст ...