Перспективы внедрения IRB-подхода в банковской системе Республики Беларусь

Финансовая аналитика » Формирование системы внутренних рейтингов клиентов (контрагентов) банка » Перспективы внедрения IRB-подхода в банковской системе Республики Беларусь

Страница 3

Одной из главных проблем при создании системы внутренних рейтингов белорусскими банками является отсутствие централизованной информации по контрагентам. В электронных базах не накапливается информация из финансовой отчетности юридических лиц. В большинстве случаев банки не имеют необходимых сведений, какое количество физических лиц они обслуживают, поскольку учет идет на уровне счетов. В то же время для построения эффективной системы внутренних рейтингов необходима централизованная информация о контрагентах минимум за 3-летний период.

Другой проблемой является отсутствие инфраструктуры для получения внешней информации о контрагентах. Нет также централизованной доступной банкам базы данных о банкротствах юридических лиц, доступа к финансовой и статистической отчетности юридических лиц, направляемой ими в органы государственной статистики. В 2007 году началась реальная работа автоматизированной информационной системы получения, формирования, обработки, хранения и представления Национальным банком Республики Беларусь сведений о кредитных сделках. Лишь по прошествии нескольких лет в ней будет накоплен значимый для построения рейтингов объем информации [5, с.57].

Кроме того, согласно действующему законодательству минимальная сумма кредитов, по которым собирается информация, составляет 10 тысяч долларов США, чем исключаются данные по потребительским и большинству автокредитов. Снижение этого порогового значения ожидается в рамках разрабатываемого в настоящее время Закона Республики Беларусь «О кредитном бюро». Также пока принято решение не собирать такую значимую для оценки рисков информацию, как просроченная задолженность физических лиц по коммунальным платежам, за услуги операторов мобильной и фиксированной связи, магазинам при покупке товаров в рассрочку и т. п. [5, с.57]

Наконец, высокая концентрация белорусской экономики и относительно небольшое число субъектов малого бизнеса в Беларуси приводят к тому, что клиентская база у большинства банков слишком мала, чтобы можно было на основе статистических моделей разрабатывать системы внутренних рейтингов даже для такого класса контрагентов, как малый и средний бизнес, не говоря уже о крупных предприятиях. Возможным выходом из нынешней ситуации могла бы стать практика обмена статистической информацией, успешно реализуемая многими крупными зарубежными банками (например, в отношении ипотечных кредитов). В связи с тем, что обмен проводится на уровне результатов, а не первичной информации о клиентах, банковская тайна при этом не нарушается.

Данные проблемы могут быть в значительной степени решены, если система внутренних рейтингов контрагентов будет внедрена в кредитном бюро, созданном на базе Национального банка Республики Беларусь. При этом рейтинги будут присваиваться тем контрагентам, информация о которых содержится в этом бюро. С учетом концепции обязательного представления банками информации в кредитное бюро Национального банка и предполагаемого уменьшения размера задолженности, по которой информация представляется, в кредитном бюро постепенно накопится информация обо всех контрагентах банков. Тогда банки, которые по различным причинам не в состоянии осуществить у себя внедрение системы внутренних рейтингов, смогут воспользоваться хотя бы частью ее преимуществ за счет рейтингов кредитного бюро Национального банка Республики Беларусь [5, с.57].

Внедрение нормативов Базеля 2 в банковский надзор Беларуси будет способствовать также укреплению банковской системы, и как следствие, росту кредитных рейтингов банков и притоку инвестиций. Компактность белорусской банковской системы уже позволила организовать более адресный и гибкий подход банковского надзора, а главное – приблизить его к международному уровню. При этом с 1 января 2008 г. в Беларуси было внедрено обязательное составление банками отчетности по МСФО [4].

Это также будет способствовать повышению транспарентности национальной банковской системы, росту доверия со стороны внутренних и внешних инвесторов, росту заимствований белорусских банков на международных рынках, что в итоге должно обеспечить рост общих показателей банковской системы [4].

В Республике Беларусь постоянно проводится работа по сближению законодательства Беларуси и России, и в этой связи для белорусской стороны наибольший интерес представляют оценки влияния планируемого внедрения положений Базеля 2 на российскую банковскую систему. Выявленные проблемные стороны могут быть учтены при проведении дальнейшего сближения требований Национального банка Республики Беларусь и подходов Базельского комитета [15, с.22].

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Виды межбанковских расчетов. Расчеты через расчетно-кассовые центры. Прямой и косвенный расчеты. Клиринг
Межбанковскую операцию, проводимую через систему РКЦ. можно разделить на три фазы: - инициирование платежа (начальный провод); - расчет по платежу (ответный провод); - урегулирование расчетов (взаимная выверка) [1, c.122]. Такое разделение позволяет четко проследить и разграничить функции контраген ...

Меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финан ...

Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО «Русская Страховая Компания»
Полное фирменное наименование предприятия – Открытое Акционерное Общество «Русская Страховая Компания», сокращенное наименование – ОАО «РСК». Местонахождение и почтовый адрес предприятия: Российская Федерация, 127015, Москва, улица Бутырская дом 46 . На сегодняшний день «Русская Страховая Компания» ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru