Предпосылки перехода на IRB-подход

Страница 3

Кредитный риск является одним из наиболее значимых банковских рисков, кроме того, именно он является причиной возникновения проблемной задолженности и потерь, связанных с дефолтом заемщика. Поэтому в условиях финансового кризиса особенно актуальными становятся задачи оперативной оценки состояния компаний, находящихся в кредитном портфеле банка, а также объективный подход к выработке оптимальных условий сделки, обоснованность принятия решения о выдаче кредита. Решение этой задачи невозможно без использования системы оценки и управления рисками [12, с.1].

Стандартизированный подход в таких условиях становится недостаточным для адекватной оценки принимаемых банком кредитных рисков. Во-первых, это связано с жесткой шкалой весовых коэффициентов риска. Во-вторых, стандартизированным подходом не учитывается важнейший фактор, применяемый в кредитовании торговых и производственных предприятий. Речь идет об обеспечении в виде залога товаров в обороте или залога основных средств. Наконец, сама шкала весовых коэффициентов и используемые оценочные индикаторы в большей степени учитывают внешние факторы рисков (например, страновой риск), и в меньшей – параметры финансово-экономической деятельности предприятия-заемщика. Между тем, они являются основными при принятии кредитных решений коммерческими банками при кредитовании экономических субъектов внутри государства [11].

К тому же в последнее время подрывается репутация международных рейтинговых агентств, на основе рейтингов которых белорусские банки определяют степень риска активов и внебалансовых обязательств и, соответственно, клиентов (контрагентов) банков.

Вообще, критика «большой тройки» – Fitch, Moody's и Standard &Poor's – началась не сегодня и даже не вчера. Кризис 2008 года показал, что международные рейтинговые агентства могут запаздывать со своими решениями. Еще в 2008 г., когда в мире разразился кризис, эти компании обвинили в том, что они сильно завысили надежность оказавшихся ненадежными ценных бумаг. Крупнейшие рейтинговые агентства держали рейтинги некоторых компаний на высоком уровне до последнего, хотя компании были фактически уже банкротами. Агентства тогда обвинили в том, что у них был конфликт интересов из-за связей с эмитентами, несмотря на экономические показатели, они не снижали рейтинги. Они признали свою вину и уверили, что исправятся [16].

Сейчас же их критикуют за то, что они рушат рейтинги стран, вызывая вполне объяснимую панику на рынке. Безусловно, одним из основных обвинений была так называемая ошибка агентства Standard & Poor's, которое буквально на несколько секунд повергло в шок мировой рынок, разослав информацию о снижении суверенного кредитного рейтинга Франции. В ситуации, когда любая негативная новость может сработать как детонатор, этого было вполне достаточно для ответных действий. Да, агентство тут же выступило с опровержением: рейтинг Франции остался на прежнем уровне, но уже было поздно. Инвесторы начали распродавать государственные облигации страны. Так было с Грецией, так, судя по всему, сейчас происходит и с Италией [14].

Безусловно, рейтинги значительно упрощают и ускоряют работу инвесторов, причем настолько, что зачастую сами инвесторы не проводят никакой самостоятельной оценки надежности объектов инвестирования, а полностью полагаются на мнение агентства. Это удобно всем: рейтинги используются при написании инвестиционных деклараций, а также в регулировании финансовых институтов. Однако кризис лишний раз подтвердил, что рейтинг – не абсолютная характеристика компании, это всего лишь мнение агентства. А мнения могут быть разными.

В условиях посткризисного развития экономики предъявляются более высокие требования к риск-менеджменту коммерческих банков. Кроме того, приобретают актуальность собственные методики банков, ориентированные на качественно новый уровень оценки и прогнозирования рисков и основанные на внутренней статистике по рискам, в том числе и кредитном [11]. В связи с этим создание внутренних методик представляет собой актуальную задачу для банков и других финансовых институтов [18, с.71].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

IPO как способ наращивания капитала кредитных организаций: достоинства и недостатки
Одним из механизмов привлечения компаниями дополнительных финансовых ресурсов на фондовом рынке является первичное публичное размещение акций IPO (Initial Public Offering). При этом в понимании мирового инвестиционного сообщества IPO – это первый выпуск компанией своих акций на рынок, т.е. выпуск н ...

Проблемы применения факторинга в коммерческой организации
Хотя на своих интернет-сайтах факторинг анонсируют 70 банков, реальными участниками рынка факторинга в России являются не более 30 компаний и банков, предлагающих факторинговые услуги (21 из них приняли участие в нашем исследовании). При более близком общении с остальными выясняется, что они заявля ...

Экономическое обоснование внедрения контроллинга
Поиск, анализ, оценка и отбор научно-технических разработок производится по характеристикам 4 групп критериев, как указано в источнике [8]: а) критерии государственной значимости и научно-технического совершенства: ‒ вклад в развитие приоритетных направлений развития науки России – 36 балла; ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru