Анализ современного этапа развития банковского сектора, его капитализации

Финансовая аналитика » Капитальная база банковского сектора Российской Федерации: состояние и перспективы наращивания » Анализ современного этапа развития банковского сектора, его капитализации

Страница 3

* данные по состоянию на 1.04.2008

Источники: Данные ЦБ РФ, журнала «Слияния и поглощения», РБК. Рейтинг, рейтинг Интерфакс-100, оценки экспертов (Т.Мартыновой, А.В.Напольнова) [41], [46]

Еще одна тенденция 2007 года – кроме универсальных банков, таких как Societe Generale и KBC, российский рынок банковских услуг стали активно осваивать "монопродуктовые" и узкоспециализированные иностранные структуры. Прежде всего речь идет о банках крупных автопроизводителей – Тойота Банке, ДаймлерКрайслер Банке. Справедливости ради, следует отметить, что о своих планах по завоеванию российского рынка автокредитования их материнские организации заявляли уже давно. Однако первые кредиты иностранные "автобанки" стали выдавать только в прошедшем году.

Кроме того, прошедший 2007 год ознаменовался размещениями крупнейших отечественных банков с развитой региональной сетью – банков с государственным участием, так 59,5% от общего стоимостного объема российского рынка IPO пришлось на размещение ВТБ (42%) и Сбербанка (17,5%).

Сбербанк.Сбербанк провел SPO в марте 2007 года, что позволило ему привлечь 9 миллиардов долларов. Размещение Сбербанка не смогло стать действительно народным из-за высокого входного барьера – цены акций. Основными инвесторами при размещении банка стали: физические лица – 155 тыс. акций на сумму $530 млн. (46 тыс. заявок); юридические лица – 2432 тыс. акций на сумму $8,3 млрд., включая Банк России, выкупивший 892 601 акций на сумму $3 млрд.

Особенностями размещения явилось, что это первое IPO большой компании, проведенное исключительно в России. Кроме того, поскольку участие иностранных инвесторов затруднялось необходимостью предоставления огромного количества информации (учредительных документов, различных расчетов и пр., в том числе на русском языке) в Банк России, чтобы тот определил, насколько тот или иной инвестор имеет право покупать акции банка, доступ иностранных инвесторов был обеспечен через специальные ноты (выпущенные J.P. Morgan), удостоверявшие право инвестора перекупить у банка указанную часть эмиссии. Формально J.P. Morgan выкупил эмиссию на себя и затем перепродал ее другим инвесторам.

ВТБ.В ходе майского IPO ВТБ привлек 8 млрд. долларов, разместив акции на ММВБ и Лондонской фондовой бирже (на LSE).

Организацией размещения занимались три глобальных координатора – Citibank, Deutsche Bank и Goldman Sachs. Российское размещение координировал Ренессанс Капитал, организовавший выпуск специальных сертификатов, которые удостоверяли право инвесторов на акции. По своей структуре сертификаты на акции ВТБ были схожи с распространяемыми в ходе SP0 Сбербанка нотами. Сертификаты выпускались Royal Bank of Scotland, который с начала 2007 г. активно сотрудничает с Ренессанс Капиталом на рынке структурированных продуктов и производных инструментов.

Важной особенностью стратегии IPO ВТБ явилось распыление акций среди множества инвесторов с целью исключения возможности формирования крупных пакетов акций и участия в управлении банком консолидированной группы миноритариев, которое неизбежно приводит к ущемлению прав прочих миноритариев. Для розничных инвесторов банк постарался создать максимальные удобства: активно шла PR-компания, заявки на покупку акций принимались в 234 отделениях ВТБ и ВТБ 24 в 101 городе страны. Минимальная сумма покупки составила 30 тыс. руб., максимальный предел не устанавливался. Покупателю акций ВТБ бесплатно открывался счет депо в депозитарии ВТБ 24 для учета прав на акции. Юридические лица, как в России, так и за рубежом в рамках IPO банка ВТБ подавали и конкурентные, и неконкурентные заявки, физические лица в России – только неконкурентные заявки. Благодаря очевидному приоритету в отношении розничных инвесторов, среди которых была размещена значительная часть выпуска (19%) IPO банка получило название «народного».

Таблица 4. Основные параметры размещений акций Сбербанка и ВТБ

Эмитент

Доля размещенных акций, %

Общее число розничных инвесторов (тыс.)

Место размещения

Объем привлеченных средств, млрд. $

Сбербанк

Дополнительная эмиссия

230,0

ММВБ, РТС

8,8

ВТБ

22,5 (первичное размещение)

131,5

LSE, ММВБ, РТС

8,0

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Совершенствование кредитного процесса ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»
На сегодняшний день в организации кредитного процесса ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» существуют следующие основные недостатки: - формальный характер анализа кредитоспособности кредиторов; - сложности с обеспечением возвратности; - нередки случаи несвоевременного погашения населением задолженности пере ...

Положительные и отрицательные влияния кризиса на экономику и рынок недвижимости России
Последствия финансового кризиса могут быть самыми разными, кризис вызовет как положительные, так и отрицательные изменения в экономике. Теперь уже ясно, что будет снижение доходов населения. Снижение курса рубля по отношению к другим валютам, то есть девальвация рубля (резкая или плавная). Происход ...

Классификация фьючерсных контрактов
Фьючерсные контракты делятся на два класса: товарные и финансовые фьючерсы . Товарные фьючерсы классифицируются по следующим группам биржевых товаров: а) сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты — зерно, скот, мясо, растительное масло, семена и т.п.; б) лес и пиломатериалы; в) цветные и драгоценн ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru