Анализ современного этапа развития банковского сектора, его капитализации

Финансовая аналитика » Капитальная база банковского сектора Российской Федерации: состояние и перспективы наращивания » Анализ современного этапа развития банковского сектора, его капитализации

Страница 3

* данные по состоянию на 1.04.2008

Источники: Данные ЦБ РФ, журнала «Слияния и поглощения», РБК. Рейтинг, рейтинг Интерфакс-100, оценки экспертов (Т.Мартыновой, А.В.Напольнова) [41], [46]

Еще одна тенденция 2007 года – кроме универсальных банков, таких как Societe Generale и KBC, российский рынок банковских услуг стали активно осваивать "монопродуктовые" и узкоспециализированные иностранные структуры. Прежде всего речь идет о банках крупных автопроизводителей – Тойота Банке, ДаймлерКрайслер Банке. Справедливости ради, следует отметить, что о своих планах по завоеванию российского рынка автокредитования их материнские организации заявляли уже давно. Однако первые кредиты иностранные "автобанки" стали выдавать только в прошедшем году.

Кроме того, прошедший 2007 год ознаменовался размещениями крупнейших отечественных банков с развитой региональной сетью – банков с государственным участием, так 59,5% от общего стоимостного объема российского рынка IPO пришлось на размещение ВТБ (42%) и Сбербанка (17,5%).

Сбербанк.Сбербанк провел SPO в марте 2007 года, что позволило ему привлечь 9 миллиардов долларов. Размещение Сбербанка не смогло стать действительно народным из-за высокого входного барьера – цены акций. Основными инвесторами при размещении банка стали: физические лица – 155 тыс. акций на сумму $530 млн. (46 тыс. заявок); юридические лица – 2432 тыс. акций на сумму $8,3 млрд., включая Банк России, выкупивший 892 601 акций на сумму $3 млрд.

Особенностями размещения явилось, что это первое IPO большой компании, проведенное исключительно в России. Кроме того, поскольку участие иностранных инвесторов затруднялось необходимостью предоставления огромного количества информации (учредительных документов, различных расчетов и пр., в том числе на русском языке) в Банк России, чтобы тот определил, насколько тот или иной инвестор имеет право покупать акции банка, доступ иностранных инвесторов был обеспечен через специальные ноты (выпущенные J.P. Morgan), удостоверявшие право инвестора перекупить у банка указанную часть эмиссии. Формально J.P. Morgan выкупил эмиссию на себя и затем перепродал ее другим инвесторам.

ВТБ.В ходе майского IPO ВТБ привлек 8 млрд. долларов, разместив акции на ММВБ и Лондонской фондовой бирже (на LSE).

Организацией размещения занимались три глобальных координатора – Citibank, Deutsche Bank и Goldman Sachs. Российское размещение координировал Ренессанс Капитал, организовавший выпуск специальных сертификатов, которые удостоверяли право инвесторов на акции. По своей структуре сертификаты на акции ВТБ были схожи с распространяемыми в ходе SP0 Сбербанка нотами. Сертификаты выпускались Royal Bank of Scotland, который с начала 2007 г. активно сотрудничает с Ренессанс Капиталом на рынке структурированных продуктов и производных инструментов.

Важной особенностью стратегии IPO ВТБ явилось распыление акций среди множества инвесторов с целью исключения возможности формирования крупных пакетов акций и участия в управлении банком консолидированной группы миноритариев, которое неизбежно приводит к ущемлению прав прочих миноритариев. Для розничных инвесторов банк постарался создать максимальные удобства: активно шла PR-компания, заявки на покупку акций принимались в 234 отделениях ВТБ и ВТБ 24 в 101 городе страны. Минимальная сумма покупки составила 30 тыс. руб., максимальный предел не устанавливался. Покупателю акций ВТБ бесплатно открывался счет депо в депозитарии ВТБ 24 для учета прав на акции. Юридические лица, как в России, так и за рубежом в рамках IPO банка ВТБ подавали и конкурентные, и неконкурентные заявки, физические лица в России – только неконкурентные заявки. Благодаря очевидному приоритету в отношении розничных инвесторов, среди которых была размещена значительная часть выпуска (19%) IPO банка получило название «народного».

Таблица 4. Основные параметры размещений акций Сбербанка и ВТБ

Эмитент

Доля размещенных акций, %

Общее число розничных инвесторов (тыс.)

Место размещения

Объем привлеченных средств, млрд. $

Сбербанк

Дополнительная эмиссия

230,0

ММВБ, РТС

8,8

ВТБ

22,5 (первичное размещение)

131,5

LSE, ММВБ, РТС

8,0

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Принципы классификации рисков
Риском можно управлять, т.е. использовать меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления рисками во многом зависит от классификации. Под классификацией риска следует понимать распр ...

Методы оценки собственного капитала банка
Капитал банка играет роль своеобразного буфера, который поглощает потери от реализации разнообразных рисков. Капитал служит защитой для средств вкладчиков и кредиторов, поскольку убытки от кредитных, инвестиционных, валютных операций банка, злоупотреблений, ошибок списываются за счет резервов, кото ...

Внебалансовые операции коммерческих банков
Недепозитные привлеченные средства банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитных тем, что они имеют, во-первых, не персонифицированный характер, а приобретаются на рынке на конку ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru