Процентная политика коммерческих банков и способы управления процентными ставками

Финансовая аналитика » Процентная политика коммерческих банков и способы управления процентными ставками

Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

Развитие рыночных отношений в России, с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.

В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между привлекаемыми и размещаемыми ресурсами сохранить уровень прибыли возможно за счет роста общих оборотов и объема осуществляемых операций.

В работах по исследованию аспектов формирования процентной политики коммерческих банков процентная политика представлена в основном как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется преимущественно процент за банковский кредит. Такое положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием в России денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится важнее. Перед банками стоит задача максимизации или, по меньшей мере, стабилизации величины маржи банка (разности между процентными поступлениями и процентными издержками) при приемлемом уровне риска.

Актуальность данной проблемы определила тему научно-исследовательской работы: «Процентная политика коммерческих банков и способы управления процентными ставками». Объектом исследования работы являются основополагающие характеристики банковской деятельности. Предметом исследования – процентная политика коммерческих банков и способы управления процентными ставками. Целью данной работы является изучение способов управления процентной политикой банка (на примере отдельно взятого банка) по данным внешней и внутренней отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия и сущность процентной политики;

2. Изучить характеристику процентов и их виды;

3. Выявить способы управления процентными ставками;

4. Исследовать процентную маржу;

5. Изучить GAP анализ и дюрацию;

6. Провести анализ процентных доходов и расходов Россельхозбанка;

7. Проанализировать процентную маржу на примере Россельхозбанка.

В соответствии с целью и задачами данной работы выявлена гипотеза, которая состоит в том, что грамотно разработанная процентная политика позволит банку повысить рентабельность деятельности и конкурентоспособность.

Работа состоит из: введения, теоретической части, аналитической части, заключения и списка использованной литературы. Анализ проведен по данным бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности коммерческого банка "РоссельхозБанк". За период анализа выбран годовой интервал с первого января 2010 года по первое января 2011 года.

Банковская система в России — одна из важнейших структур рыночной экономики. В настоящее время она является децентрализованной двухуровневой системой банков, которая представлена главным образом Центральным банком РФ и многочисленными коммерческими банками. ЦБ РФ по Федеральному закону «О Центральном банке РФ» является самостоятельным институтом и осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков [18]. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банк — это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому согласно закону и на основании лицензии, выдаваемой ЦБ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени, размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции [17].

Таким образом, банковскую деятельность можно рассматривать с двух сторон:

· посредническая деятельность: получение займов и кредитование;

· выполнение производственной функции: обслуживание клиентов, обработка информации, работа с рыночными структурами и пр.

Банки, как финансовые посредники, передают средства вкладчиков в распоряжение заемщиков. При этом вкладчики получают проценты по депозитам, заемщики — возможность в определенный срок пользоваться крупными денежными средствами, а у банка появляется интерес в виде маржи. Следовательно, в основу финансового посредничества банков положена игра на величине процентных ставок по пассивным и активным операциям. Именно поэтому банкам необходимо разрабатывать грамотную процентную политику для максимизации процентного дохода от размещения денежных средств и минимизации процентных расходов в результате привлечения ресурсов.

Процентная политика - это совокупность мероприятий по регулированию экономических отношений посредством управления процентными ставками. Процентная политика коммерческих банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка.

Процентная политика включает:

Ø постановку целей;

Ø определение полномочий органов управления банка, рабочих комитетов и должностных лиц;

Ø порядок принятия решений по установлению и пересмотру процентных ставок по активным и пассивным операциям банка;

Ø установление максимальных и минимальных, штрафных и льготных процентных ставок по банковским операциям, принципов и критериев их дифференциации;

Ø назначение подразделения банка, ответственного за оценку процентного риска;

Ø утверждение методов, применяемых банком для оценки процентного риска, характера управленческой отчетности, периодичности ее представления;

Ø выбор инструментария, применяемого для ограничения процентного риска;

Ø организацию мониторинга процентного риска.

Общее собрание участников банка по представлению Совета директоров банка утверждает процентную политику, которая периодически корректируется на основании профессионального суждения членов коллегиальных органов управления банка, а также в зависимости от результатов деятельности банка и изменения рыночных условий.

Основная цель любой коммерческой организации - это получение прибыли. Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, осуществлять операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещению указанных средств от своего имени, на своих условиях и на собственный риск, а также открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц. То есть банк имеет право осуществлять кредитные, депозитные, инвестиционные и другие операции. Учитывая цель деятельности коммерческого банка, можно дать следующее определение политики банка - это стратегия, тактика и оперативное управление в области организации и осуществления банковских операций и услуг в целях получения прибыли, обеспечения надежности, ликвидности и дальнейшего развития.

Для реализации данной цели банку необходимо осуществлять депозитную, кредитную, процентную, валютную и другие политики. То есть процентная политика - это лишь составная часть широкого спектра политики, проводимой на уровне банка.

В широком понимании процентная политика, проводимая на уровне банка - это стратегия и тактика в области регулирования процентных ставок, направленные на обеспечение ликвидности, рентабельности и развития операций банка.

Ставки процентов изменяются под влиянием внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся:

1. Денежно-кредитная политика в стране.

ЦБ России стремится влиять на общий уровень процентных ставок для контроля объемов предоставляемых кредитов. Изменение процентных ставок имеет целью стимулировать или, наоборот, сдерживать предоставление кредита, делая их более дешевыми или дорогими в зависимости от состояния экономики и денежного обращения. Регулирование процентной ставки применяется также с целью изменения отношений ЦБ РФ с другими банками. При ее понижении создаются условия к увеличению кредитования банковской сферы. Объем ссуд, выданных банком, возрастает, увеличивается объем средств коммерческих банков на резервных счетах ЦБ. Эффект от понижения ставок аналогичен последствиям покупки правительственных обязательств и проявляется в увеличении депозитов и расширении объемов кредитования. Повышение ставок приводит к обратным процессам: сокращению объемов предоставляемых ссуд и уменьшению объемов средств на резервных счетах ЦБ.

2. Конкуренция на рынке кредитных услуг.

Более низкие процентные ставки по кредитам позволяют рассчитывать на привлечение большего числа клиентов и преимущество перед конкурентами.

3. Инфляция.

Инфляция как процесс, который характеризует постоянный рост уровня цен, оказывает значительное воздействие на экономическую активность и изменение процентных ставок. Рыночные процентные ставки должны быть обязательно установлены коммерческими банками на уровне, достаточном для покрытия ожидаемых темпов инфляции в течение всего срока инвестирования, и обеспечивать реальную отдачу.

Рыночная ставка в определенной мере отражает инфляционные ожидания общества. Реальная процентная ставка — это такой уровень процентной ставки, который необходим, чтобы заинтересовать потребителя сберечь часть его дохода. Таким образом, можно сказать, что банковский процент выступает в роли рычага финансовой стабилизации экономики страны.

4. Обменный курс валют.

Когда процентные ставки за рубежом и ставки по инвестициям в иностранной валюте высоки, процентные ставки по инвестициям в национальной валюте должны быть тоже высокими во избежание перелива капитала за рубеж и значительного падения курса национальной валюты.

5. Взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке.

Как и любая цена, процент становится результатом торга и устанавливается на уровне, обеспечивающем равновесие на рынке ссудного капитала. Предложение кредита подчиняется тем же законам, что и предложение других товаров: при росте процентной ставки увеличивается, а при снижении — уменьшается. Это происходит потому, что при высоких ставках все больше экономических субъектов начинают предпочитать текущему потреблению потребление в будущем. Отсюда вытекает важная функция процента — возможность соизмерять ценность настоящих и будущих благ и, следовательно, строить шкалу предпочтений во времени. Наличие дифференцированной шкалы процентных ставок и разнообразных форм вложений способствует развитию кредитной системы, так как у потребителей появляется широкий выбор размещения денежных средств. Спрос на кредитные ресурсы характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: при увеличении процентной ставки он падает, а при снижении — возрастает. В условиях абсолютно свободной конкуренции эти две силы формируют рыночную стоимость кредита: если цена кредита будет выше рыночной, то возникает превышение предложения денежных средств, а при цене кредита ниже рыночной — их нехватка.

Процент, уплачиваемый за пользование капиталом, стремится к такому уровню, когда совокупный спрос на капитал при данной норме процента равен совокупному капиталу, притекающему на рынок при этой же норме процента.

К внутренним факторам, влияющим на изменение процентных ставок, относятся:

1. Степень банковского риска.

2. Получение прибыли от ссудных операций (разницы по заемным и ссуженным средствам).

3. Содержание операций (вид обеспечения, срок, сумма кредита и т.д.).

4. Характер отношений между банком и заемщиком.

5. Степень надежности клиента, его платежеспособность.

6. Тип и размер банка, его местонахождение и другие факторы.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

· процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;

· размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки Центрального банка РФ и норм резервирования;

· величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

v официальную учетную ставку ЦБ РФ;

v конъюнктуру рынка;

v издержки привлечения средств;

v степень риска проекта;

v финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Учитывая вышесказанное, выделим основные принципы процентной политики банка.

Процентная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:

· содействовать получению прибыли или созданию условий для ее получения в будущем;

· регулировать значения процентных ставок по депозитным и ссудным операциям и устанавливать их на уровне, обеспечивающем рентабельность банковских операций и эластичность к издержкам;

· обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;

· поддерживать ликвидность баланса;

· минимизировать процентный риск.

Процентная политика банка определяется продолжительностью разрыва между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний процентных ставок, уровнем процентного риска, который выражается в опасности потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым ссудам. Банку необходимо соблюдать основное правило процентной политики: в целях максимизации прибыли банк должен установить такой ссудный процент, под который заемщики смогут брать кредиты и такой депозитный процент, под который клиенты захотят вкладывать деньги в банк.

Еще по теме:

Методы и инструменты формирования депозитного портфеля
В настоящее время применяются различные подходы к решению задачи формирования депозитной базы. Подчас вопросом номер один для банка становится вопрос «привлечения клиента», т.е. во главу угла своей работы банк ставит маркетинговый принцип «Банк для клиента». Применительно к решению задачи формирова ...

Анализ доходов банка
банк финансовый налогообложение кредитоспособность Источниками доходов банка следует считать все принятые в данной стране в данное время направления деятельности (бизнеса) банков, точнее, все проводимые ими активные операции, а так же частично – операции пассивные. Доходы банка можно разделить на с ...

Зарубежный опыт организации системы рефинансирования
Операции рефинансирования в зарубежной практике предназначены для регулирования денежно-кредитного оборота и оказания помощи финансово устойчивым банкам, испытывающим потребность в дополнительных ресурсах. Центральные банки активно выполняют функцию кредитора последней инстанции, обеспечивая при эт ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.banklesson.ru